Христианство и монгольские племена

Пальмовое Воскресение. Настенная живопись из несторианского храма у западных ворот города Кочо. Уйгурский каганат. IX век.

Пальмовое Воскресение. Настенная живопись из несторианского храма у западных ворот города Кочо. Уйгурский каганат. IX век.

Христианство и монгольские племена.

В VII веке в центрально-азиатские кочевья проникают христианские проповедники, чьи общины и монастыри появились в оазисах Великого шелкового пути, а затем в Китае в VI в. Влияние восточного христианства в форме несторианского вероучения особенно усиливается с конца VIII в., когда общины несториан были изгнаны из Китая и устремились на север, к кочевникам. Здесь в XI – XII вв. христианами несторианского толка становятся наиболее многочисленные и сильные монгольские племена – найманы на западе монгольских степей и кераиты на Толе.

Мерв

Мерв

Мервская митрополия — христианский (несторианский) центр, существовавший в раннем Средневековье в городе Мерв. Появление митрополии связано с деятельностью Бар Шабы. В столице Персии он исцеляет принцессу Шираран, которая принимает христианство. За это муж ссылает её в Мерв. По приказу Ширран в Мерве строят церковь и приглашают духовенство. Бар Шаба становится первым местным епископом (III век). Отсюда христианство распространяется на весь Хорасан и дальше, вдоль по Шёлковому пути, вглубь Средней Азии и в Китай.

Молящийся монах. Настенная живопись из несторианского храма у западных ворот города Кочо. Уйгурский каганат. IX век.

Молящийся монах. Настенная живопись из несторианского храма у западных ворот города Кочо. Уйгурский каганат. IX век.

Крещение кереитов
Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч.

Блюдо. Серебро с позолотой. Семиречье. Средняя Азия. IX-X вв.

Блюдо. Серебро с позолотой. Семиречье. Средняя Азия. IX-X вв.

Митрополия в Кашгаре

В XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. К XIII—XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскими надписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишпека) и в 1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в ΧIIΙ в. и в сев. части Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Христианские кераиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии; о быте несториан в Монголии подробно говорит путешественник Гийом де Рубрук (1253 г.).

Кашгар

Кашгар

Кереиты
Союз принявших христианство монголоязычных племён, обитавших на современных территориях Забайкалья и Монголии в X—XIII веках. Имели свою письменность, государство и законы.

Кашгар

Кашгар

Один из внуков Маргуза, (Тогорил), получил титул Ван-хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана, и с этих пор их самостоятельное существование прекращается.
Часть кереитов, попавших в состав монгол, вошла в состав современных монголоязычных народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали женами монгольских ханов, кроме того правящие династии некоторых монгольских групп (например торгоут) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *