В 100-летнюю годовщину расстрела Царской семьи архиепископ Юстиниан возглавил ночное богослужение в храме города Городовиковска

В ночь с 16 на 17 июля 2018 года, 100-летнюю годовщину убиения Царской семьи, в храме святого страстотерпца цесаревича Алексия города Городовиковска архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил утреню и Божественную литургию.
По благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на богослужение прибыли паломнические группы из Изобильненского, Дивенского, Ипатовского и Светлоградского благочиний Ставропольской епархии. Отдельные паломники приехали из соседних с Городовиковском сел и поселков Ростовской области. От Элистинской епархии Городовиковск посетили верующие храмов Элисты, Лагани, Приютного, Яшалты, Троицкого, Садовки, Малых Дербет, Тундутово Яшкуля и Ики-Бурула.
За богослужением Правящему архиерею сослужили настоятели храмов Элистинской епархии и священнослужители — представители благочиний Ставропольской епархии.
В храме присутствовали представители органов местного самоуправления Городовиковского района, члены казачьих общин, активисты общественных организаций.
Перед утреней на средину храма была изнесена икона Царской семьи, освященная на месте их мученической кончины в Екатеринбурге архиепископом Юстинианом 5 февраля 2017 года, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В завершении Литургии Высокопреосвященнейший Юстиниан совершил молебен Царственным страстотерпцам и в память их освятил коливо.
После богослужения владыка Юстиниан обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом, в котором призвал почитать память Царственных страстотерпцев, явивших пример христианского смирения и прощения своих врагов. Архипастырь также подчеркнул значимость того, что верующие Калмыкии и паломники из соседних регионов собрались в эту ночь в храме цесаревича Алексия, духовно соучаствуя в молитве, которую совершает в эти часы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на месте убиения Царской семьи вместе с архипастырями, священниками и церковным народом.
«Сегодня мы вспоминаем с вами особый момент нашей истории — день убиения Царской семьи . Это были те люди, которые пожертвовали своей жизнью ради исполнения заповедей Христа. Государю Николаю было предложено, если он действительно любит Россию, отречься от власти. Он пошёл на этот подвиг ради России, ради сынов и дочерей любимого Отечества. Понимаем ли мы его подвиг? Всегда ли мы в нашей жизни готовы сделать шаг на встречу тому, с кем мы в сложных отношениях, и тому, кто одолевает нас своей злобой? Готовы ли мы его простить? Готовы ли повторить подвид страстотерпцев Бориса и Глеба, князя Игоря Черниговского, которые ради мира отступались от своих княжеств? На этих христианских идеалах и воспитывался царь-страстотерпец Николай. И в своей жизни он сумел воплотить эти христианские идеалы и сам стал примером для подражания.
Храм города Городовиковска построен в честь цесаревича Алексия и подвиг, который понесли страстотерпец и его семья, безусловно велик. Мы с вами — верующие люди, обычно оцениваем жизнь каждого человека по тому, служил ли он Богу, исполнял ли Его Заповеди. И страстотерпец Алексий — человек, который отдал свою жизнь за Христа. Для каждого верующего, предстояние перед Богом — самое главное дело в жизни. И всякий отдавший свою жизнь ради Христа не погибнет, и душа его возрадуется, и на земле Господь своего праведника прославит.
Вспоминаю те времена, когда будучи юношей, я читал в алтаре записки о здравии и об упокоении, и удивлялся что даже тогда, в 70-е годы, люди не боялись поминать Царскую семью. Со временем народ Божий стал все мощнее и уверенне требовать, говоря: для нас Государь и его семья — святые люди. И Священноначалие услышало этот глас и Архиерейский собор причислил к лику святых Царскую семью, выражая мнение народа Божия.
Сегодня 100 — летие убиения Царской семьи. И я очень рад, что мы с вами вместе молимся в эту ночь. Я желаю всем, чтобы Господь молитвами Страстотерпцев был милостив, укреплял веру и помогал во всех начинаниях».
На память об участии в богослужении в храме цесаревича Алексия в годовщину 100-летия убиения Царской семьи архиепископ Юстиниан подарил священникам и мирянам настольные календари с фотографиями Святых страстотерпцев.
Общине верующих Городовиковска Владыка подарил иконописное изображение святого цесаревича Алексия.
Архиепископ Юстиниан также приветствовал открытие в храме цесаревича Алексия исторической экспозиции, посвящённой Царской семье. В неё вошли фотоматериалы из жизни Государя, его супруги и детей, цитаты из их писем и дневниковых записей, книги современных авторов о страстотерпце Николае, а также иконы Царской семьи. Экспозиция носит название: «Подвиг веры Царственных страстотерпцев». Она будет доступна для посетителей до конца 2018 года.
Городовиковск был избран центром проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летию убиения Царской семьи неслучайно. В этом городе накануне революции был построен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, — небесного покровителя цесаревича Алексия. Храм был воздвигнут местными жителями в благодарность Богу за рождение Наследника в Царской семье. В 2007 году было решено построить новый храм, рядом с разрушенной церковью святителя Алексия, и назвать его в честь уже прославленного к этому моменту в лике святых святого страстотерпца цесаревича Алексия.

Расстрел Царской семьи

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, примерно в начале третьего, Юровский разбудил царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать – они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные – каждый заранее знал свою жертву.

Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал – в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик – шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние…

Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, – пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, – они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Вместе с императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо расстрелянных вместе с императорской семьей доктором Е.С. Боткиным, комнатной девушкой императрицы А.С. Демидовой, придворным поваром И.М. Харитоновым и лакеем А.Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И.Л. Татищев, гофмаршал князь В.А. Долгоруков, «дядька» наследника К.Г. Нагорный, детский лакей И.Д. Седнев, фрейлина императрицы А.В. Гендриковаи гофлектрисса Е.А. Шнейдер.

Вскоре после того, как было объявлено о расстреле государя, святейший патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам святейший 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Почитание царской семьи, начатое уже святейшим патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось – несмотря на господствовавшую идеологию – на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.

К царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби.

В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.

Память святым страстотерпцам императору Николаю, императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения, 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *