Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

8 ноября 2020 года, в неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученика Димитрия Солунского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную Литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма.

После Евангелия архиепископ Юстиниан дал толкование читавшемуся отрывку.

«Сейчас мы с вами слышали притчу Спасителя о богаче и Лазаре. В ней богач не удостаивается даже упоминания по имени. Хотя, казалось бы, он знатен, ему многие служат, к его слову прислушиваются. Но вот в Очах Божиих он просто некий богач. Видимо, при всем своем внешнем благополучии, духовно он был беден и не заслужил собственного имени в Евангелии. А Лазарь — бедняк, больной, скорбный человек, но душой был велик и поэтому именуется по имени. Один праздно проводит свою жизнь и уверен, что и в будущей жизни у него будет все хорошо, потому что среди иудеев сложилось мнение, что богатство при земной жизни человека есть знак милости Божией. Но он оказывается в аду за свою духовную беспечность. Другой же бедняк, которого презирали при жизни, не оказывали ему милости, попадает в то место, которое именуется лоно Авраамово. Это образное выражение. Лоно – это то место, где восседает дитя у матери, как бы под защитой ее. Авраам же является высшим авторитетом из праведников для еврейского народа. Поэтому лоно Авраамово – это то место, в котором Лазарь оказался под защитой праотцов. Да, это еще не Царствие Небесное. Мы знаем с вами, что до сошествия Христа во ад даже для праведников были затворены врата Рая. Но даже тогда мы видим, насколько велика разница в положении между Лазарем и богачом. И богач тогда от ощущения мук своих, от осознания бесплодно прожитой жизни начинает вопиять к Аврааму: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь пламени сем» (Лк. 16:24). И слышит он в ответ: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Тогда просит богач, чтобы воскрес Лазарь и вразумил его близких. Авраам на это говорит: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). То есть, имея Закон Моисея и книги ветхозаветных пророков, не хотели их узнать и послушать, тогда даже воскресшему из мертвых не поверят. У нас с вами есть не только Закон Моисея, но и книга, которая исполнена радости и надежды – Евангелие. Слово «евангелие» переводится на русский язык как радостная весть. Поэтому прошу вас, чтобы вы почаще открывали эту книгу, вразумлялись ею и исполнялись радостью. Читая Евангелие и принимая его, мы будем смелы и полны надежды даже тогда, кода кажется, что мир рушится и вокруг все исполняется уныния».

За богослужением Владыка помянул  архиепископа Амвросия (Щурова) — своего духовного наставника, а также  Владимира Ивановича Колесника –  калмыцкого ученого и общественного деятеля, годовщины смерти которых приходятся на этот день.

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление великомученику Дмитрию Солунскому.

После Архипастырь поблагодарил собравшихся за совместную молитву и напомнил верующим о жизни и подвиге мученического свидетельства о Христе святого Димитрия.

«Сегодня мы чествуем великомученика Димитрия Солунского. Так именуются те святые люди , кто своими страданиями и смертью не только не напугали и не отвратили от веры во Христа бывших при этом зрителей, но, наоборот, свидетели мучений вдохновлялись их подвигом, и заявляли о том, что и они уверовали во Христа. Церковь никогда не уменьшалась от пролитой крови исповедников, но, по словам авторитетного богослова III -го века Тертуллиана, «кровь христиан есть семя христианства». И кровь великомученика Димитрия послужила таким благодатным семенем новой жизни.

Святой Димитрий  был военачальником и правителем. Он обладал и добрым именем, и богатым имением, и воинской храбростью, но отказался от принесения жертвы языческим богам. Хотя в то время эту жертву можно было принести формально, бросив немного ладана в жаровню перед статуей кого-то из римских богов или императора, чтобы доказать свою лояльность государству. В представлении правителей той эпохи поклонение идолам являлось подтверждением их верности Империи. Они не могли уразуметь, что можно быть христианином и верным гражданином своего Отечества. И Димитрий выбирает путь мученика, отказываясь даже формально предавать Спасителя. В традиции древней Церкви было принято называть такой подвиг мученичества свидетельством. Мученики – это свидетели Божественной жизни, к которой они прикоснулись и от которой не могут отречься. Именем Димитрий были названы при крещении многие древнерусские князья. Имена Димитрий и Георгий были особенно часто употребляемы в княжеской среде. Но, обратите внимание, и Георгий, и Димитрий – свидетели Христовы, мученики за Христа. Эти имена сознательно принимались нашими правителями. Да, долг князя был в том, чтобы с оружием в руках защищать свой народ. И вместе с тем они готовы были быть примером исповедания Христовой веры. Они часто возводили храмы в честь этих великомучеников. Так во Владимире стоит удивительный памятник архитектуры XII -го века Димитриевский собор в честь Димитрия Солунского. По площади это небольшая церковь. Она была домашним храмом Великого Владимирского князя Всеволода Большое гнездо, который носил имя Димитрий в крещении. Рядом со своим дворцом он выстроил это красивейшее здание, которое и сейчас нам напоминает о великом почитании святого великомученика Димитрия на русской земле. Такое чествование великомученика Димитрия Солунского произошло оттого, что город Фессалоники, откуда он был родом, начиная с 6- го века, был окружен переселившимися туда славянскими племенами. И слава о мироточении от его святых мощей и чудотворениях, которые совершаются у его гробницы,

дошла и до них, что способствовало их быстрому обращению в христианство. Оттуда  почитание великомученика Димитрия разошлось по всему славянскому миру и дошло до Руси. Празднование в честь него было настолько велико и любимо народом, что не смогло уместиться в один день. Поэтому завтра мы почитаем мученика Нестора – воина, который последовал за своим военачальником — святым Димирием в мученическом подвиге. Пусть же их пример укрепляет нас в нашей жизни даже в самые трудные времена» — отметил архиепископ Юстиниан.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *