Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

28 марта 2021 года, в неделю 2-ю Великого поста, день памяти свт. Григория Паламы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
По окончании чтения Евангелия Правящий архиерей обратился к собравшимся со словом проповеди: «Услышанное только что  Евангелие удивляет. Мы пребываем под сильным впечатлением от описанного события. Господь находится в богатом городе Капернауме, где встречаются разные культуры, проповедники разных религий, хотя это еще Палестина. В мировоззрении горожан присутствует скепсис, недоверие, кажется,  что религиозное чувство потеряно жителями. И вдруг в этом городе происходит следующее. Горожане  собрались , чтобы послушать Господа,  удовлетворить свое любопытство, узнать, что Он проповедует. И так было много этих слушателей, что подойти к Иисусу было невозможно. Тогда некие люди решаются на то, что забираются на плоскую крышу дома, где находился Спаситель, и разбирают ее, чтобы спустить сверху болящего, которого они принесли. Удивительна вера и болящего, и тех, кто здоров, но любит этого больного человека настолько, что они лезут на крышу чужого дома, разбирают кровлю, не боясь последствий. Представьте, как к вам на чердак лезет кто-то, говоря, что ему это очень нужно. Как вы к этому отнесетесь? Господь увидел в них  сильную  веру  в Него,  веру, которая превозмогает робость, которая побуждает на столь дерзкий поступок. И тогда Господь, евангелист Марк подчеркивает: «видя веру их» (Мк. 2:5), исцеляет расслабленного, но вначале говорит: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Народ начал смущаться, ведь кто, кроме Бога, может прощать грехи. И в подтверждение своих слов, что Он имеет такое право, Господь тут же дает выздоровление расслабленному и велит ему: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11). Это чудо тогда удостоверяет собравшихся.  А Спаситель объясняет малодушным: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк. 2:10).

Это Евангельское чтение звучит для нас очень злободневно, потому что мы сейчас находимся во днях Великого поста. Во времени, когда люди стремятся пойти к исповеди, даже если раньше на это  не решались. Много смущающих мыслей   приходится преодолевать, чтобы душу свою очистить,  чтобы решиться вывернуть  ее  на исповеди «на изнанку». Многие столетия звучат хульные слова на Церковь о том, что невозможно на земле прощать грехи. Однако, вспомните, как Сам Господь говорит апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Такую великую силу Господь дает Своей Церкви и ее священнослужителям. Это не личная заслуга  того или иного священника, ибо он и сам нуждается в прощении грехов. При совершении последования таинства исповеди духовник предстает как видимое орудие в невидимых руках Божиих: с любовью  и терпеливо выслушивает, а после раскаяния исповедующегося с молитвой обращается к Богу о прощении  грехов.

Дорогие, мы можем услышать,  что Христос, чтобы подтвердить Свою власть прощать грехи, исцелил расслабленного от его недуга, а священники постоянно чудеса не творят. Может тогда прощать и разрешать грехи они не могут? Но есть ли у нас такая вера, которая была у расслабленного и его друзей? Мы готовы так идти ко Христу, как это сделали они? В свое время преподобного Серафима спрашивали: «Батюшка, почему сейчас мало спасающихся». Он отвечал: «Потому что мало решительных». То есть,  мало храбрых людей, которые встают на путь служения Богу. Мало веры – мало и силы Божией, приходящей в ответ на такую  веру. У тех, кто имеет веру, подобную вере друзей расслабленного, у тех и чудеса в жизни чаще случаются. А если я теплохладен и лишь иногда вспоминаю о Боге, то, соответственно, и ответ такойже от Него. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Дорогие, пусть этот пример веры хоть немного воскресит наше доверие к Богу».
В завершении Литургии архиепископ Юстиниан совершил славление святителю Григорию Паламе.
Владыка рассказал о житии святителя Григория и поздравил прихожан с воскресным днём.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Церковный Устав помогает нам держаться установлений нашей святой Православной Церкви и обращать свое внимание в нашем христианском делание на то, что особенно важно. Ибо человеческие силы, и телесные, и умственные, не безграничны. Поэтому Церковь, как мудрая мать, обращает наше внимание на то, что во дни Великого поста наиболее важно. Так в воскресные дни Великой четыредесятницы не совершается память святых Божиих людей. В календаре мы видим их имена, но в храме их память не отмечается особыми песнопениями и чтениями. Есть лишь некоторые исключения, которые нужны нам в эти дни. Так сегодня Церковь совершает память святителя Григория Паламы. Это архиепископ славного города Фессалоники. Он жил в XIV веке, и это время было очень сложным для Византийской империи, которую с одной стороны одолевали  своими нападениями турки, а с другой стороны  славяне. Но там продолжает расцветать удивительным цветом духовная жизнь монастырей. Удивительно много внимания уделяется древнегреческой философии. При дворе императора считается за простолюдина тот, кто не может цитировать наизусть древнегреческих философов, не знает «Одиссеи» Гомера. Вместе с тем люди тогда были глубоко христиански настроены. Они не воспринимали эллинскую философию как то, что может принести им спасение души, но они подходили к мудрости своих предков как к инструменту, который может им послужить в выражении их веры. Ведь все христианские догматы выражены с помощью выражений античной философии. Поэтому в классическом византийском православном образовании уделялось особое внимание изучению логики, трудов Платона и Аристотеля, древнегреческих писателей. И все это венчало изучение Священного Писания и творений Святых Отцов. Результатом этого было то, что ум людей той эпохи был способен принимать очень сложные и глубокие духовные заключения. Нам, к сожалению, в массе своей сегодня приходится только мечтать о таком.

Если мы откроем проповеди святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Паламы, то увидим, что одна проповедь занимает около пятнадцати листов. Это значит, что они проповедовали в течении часа или даже более и их проповеди не были наполнены одними лишь эмоциями, но они были подобны сокровищнице Православного вероучения. Читая сегодня гомилии древних святителей, мы удивляемся тому, как можно было не забыть с чего началась проповедь и длительное время выдерживать одну мысль. И ведь не один проповедник был внимателен, но и те, кто слушал его. Они внимательно следили за тем, что произносится и им это было интересно. Когда мы вспоминаем времена святителя Григория Паламы, то понимаем, насколько духовно и умственно мы меньше людей, живших тогда. Мы малы по духу, вере, образование. Но, понимая это, нам должно не унывать, а стараться развиваться, чтобы приблизиться к той культуре.

Святитель Григорий напоминает нам, как можно жить в богатстве и знатности, а он происходил из семьи, близкой к императору, и перед ним были возможности карьерного роста при дворце. В семнадцать лет он проводил лекцию, рассказывая о Аристотеле и его трудах. Но потом, когда казалось, что его ждет блистательная карьера, будущий святитель уходит в монастырь и принимает монашеский постриг. А когда Афон оказывается под угрозой нападения турок, он уходит в другую обитель, но и там не все спокойно. Славяне разоряют все на своем пути. Тогда он уходит в другое место, где живет в пещере и основывает небольшой монастырь. Удивительно, молодой человек, который родился в аристократической семье и жил рядом с императором в славе, становится постником и молитвенником. Через некоторое время он был рукоположен в священника, а затем и в епископа. Ему пришлось встать на защиту молитвенной практики монашествующих, да и всех христиан Византийской империи. Те, кто преуспел в Иисусовой молитве, стали рассказывать о радости, которую они стяжали в результате этих трудов. Некие подвижники удостаивались видения свет, который наполнял их изнутри и это состояние сопровождалось радостью Богообщения. Григорий Палама говорил, что это невозможно выразить словами, но нужно почувствовать. Он говорит о том, что все его попытки защитить эту молитвенную практику поэтому тщетны, ссылаясь на апостола Павла, который был восхищен до третьего неба, но не смог рассказать об этом, потому нет в человеческом языке слов, способных описать это.

Вот отчего во второе воскресенье Великого поста всегда совершается память святителя Григория Паламы. Это вдохновляет нас и говорит, что у Бога наши постные труды и молитвы не пропадут. Если мы с вами и не сподобимся того Божественного света, то хотя бы какие-то лучики его в нашей душе засияют. Кто молится, тот знает это ощущение, не объяснимое по-человечески, легкости и радости, которое бывает во время поста. Молитвами святителя Григория, да дарует нам Господь здесь на земле причаститься Его Божественной радости!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *