В Антипасху архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

9 мая 2021 года, Антипасху, неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Победы в Великой Отечественной войне, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия Высокопреосвященный владыка Юстиниан обратился к собравшимся: «Согласно церковной традиции архиерей или священник читает Евангелие, стоя в Царских вратах, повернувшись лицом к народу лишь раз в году – на Пасхальной вечерне в первый день Праздника. Но это не означает, что некие обычаи не могут быть изменены или должны оставаться в обязательной сохранности. Потому что богослужение может совершаться одним архиереем или священником, без сослужения диакона. Тогда священнослужитель вынужден все совершать сам: и читать Евангелие, и ектении произносить. Но мы должны учитывать, что Устав предписывает совершать чтение именно архиерею на Пасхальной вечерне для того, чтобы обратить особое внимание на содержание этого чтения. И если вечером Пасхи я читал о явлении Воскресшего Христа Своим ученикам, о Его приветствии и их радости, о том, что среди апостолов тогда не было Фомы и он не поверил их свидетельству о явлении Спасителя, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25), то сегодня я должен прочитать окончание этой Евангельской истории и дать ответ, уверовал ли Фома в Воскресение Учителя.

Нынешнее Евангельское чтение – это продолжение того, что мы слышали в вечер Пасхи. Ученики Христовы вновь собрались вместе. Они еще боятся и сидят за запертыми дверьми. Вдруг, не смотря на закрытые двери, среди них является Христос и приветствует апостолов словами: «Мир вам» (Ин. 20:26). Затем Он обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). Тогда Фома, как говорит нам Евангелие, в радости и трепете восклицает: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28). Он искренне сомневался, но, получив уверение, в жизни больше не искал таких знамений. Конечно, как апостола, чудеса сопровождали его и далее в жизни, но они были явлены уже через него, чтобы и другие люди уверовали. Но сам Фома, уже вне всяких сомнений, веровал и служил Воскресшему Господу и Учителю своему. И мы знаем из Священного Предания, что он дошел из Палестины до далекой Индии и там, в северных областях этой густонаселенной страны, проповедовал Христа. До сего дня сохранились там христиане, которые почитают себя духовными чадами апостола Фомы.

Фома сомневался и получил уверение, и по вере своей жил дальше, не отступая от нее. Это то, чего так не хватает в нашей жизни. Испрашивая вразумления от Господа и получив его, часто начинаем сами себя смущать, рассуждая о том, не случайность ли это, не стечение ли обстоятельств. Господи, дай нам, чтобы, получив от Тебя уверение, быть последовательными и крепким в своей вере! Тогда многое и многое будет нам по вере нашей.

В Апостольском чтении мы слышали свидетельство о первых днях существования Церкви и торжестве веры тогда. Сколько чудес апостолы и первые христиане творили в Иерусалиме! Какие они были счастливые! Да, Церковь тогда была невелика, но едина. Она светила своим Светом и многие люди приходили со своими недугами, которые исцеляли апостолы. Какая великая у них была вера! Люди стремились даже не прикоснуться к ученикам Христовым, а только попасть в их тень, чтобы произошло чудо. Это было нужно, чтобы Церковь скорейшим образом распространилась по миру. Так и произошло. Историки говорят, что весть о Воскресении Христовом не формировалась постепенно, но очень быстро, буквально за несколько десятилетий, распространилась по Римской империи и ее окрестностям. В наши времена тоже нужна вера, подобная апостольской, чтобы приводить души ко Христу. Но эта вера требует самоотверженности, на которую мы не всегда способны».

За Литургией архиепископ Юстиниан совершил молитвенное поминовение усопших воинов, а также прочитал благодарственную молитву Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.

По заамвонной молитве была отслужена заупокойная лития по всем жертвам Великой Отечественной войны. 

В завершении Литургии Владыка Юстиниан вместе с верующими совершил крестный ход вокруг Казанского собора.

По окончании Архипастырь напутствовал прихожан собора.

После архиепископ Юстиниан посетил концерт «Священный май», организованный воспитанниками Воскресной школы Казанского собора.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Мы с вами христиане и это означает, что жизнь наша должна быть Христоцентрична, то есть в основе нашего бытия должен стоять Христос. Проявлением такого отношения является и то, что во всю Пасхальную седмицу не совершается частных треб, если только по самой большой нужде. В XVII веке, который может служить для нас образцом церковной жизни, даже питейные заведения были закрыты на Светлой седмице, для того, чтобы христиане радовались и ликовали духовной радостью, которая не имеет нужды в горячительных напитках. Только в нынешнее воскресенье, в Неделю о Фоме или Антипасху, начинают совершать требы. Сегодняшний день особый – Пасха продолжается, мы еще не пресытились ей! Но, насладившись Праздником сами, теперь мы должны поделиться Пасхальным торжеством и с близкими, навестить могилы дорогих нам людей, чтобы с ними вместе разделить радость о Воскресшем Господе.

Сегодня особый день, ибо мы совершаем поминовение вождей и воинов на поле брани, от тяжких работ, в изгнании, в лагерях, преждевременной смертью скончавшихся. Да дарует им Господь вечную память и упокоение во стране святых, чтобы то, что они недополучили в этой жизни, Господь восполнил Своей милостью в Царстве Небесном. Сегодня за них мы молились, а в понедельник, потому что это еще выходной день, и во вторник, в день Радоницы, мы будем совершать общее поминовение усопших в храмах и на кладбищах.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *