Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

6 июня 2021 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия Архипастырь обратился к собравшимся со словом проповеди, в котором рассказал о чуде исцеления слепорожденного: «Мы знаем тех, кто говорит, что если бы стал свидетелем совершенного Богом чуда, то уверовал бы. Но чаще всего эти слова звучат для оправдания собственного нежелания видеть то чудесное, что происходит рядом с ними. И нынешнее Евангельское чтение нам рассказывает о подобном. Слепорожденный человек, который никогда не видел света и постоянно нуждался в посторонней помощи, прозрел. Спаситель исцелил его сделав брение, то есть некую мазь из пыли и Своей слюны, Он помазал им глаза слепого и сказал: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7). Человек этот сделал то, что повелел ему Иисус и, смывая брение, он обретает способность видеть.

Далее Евангелие рассказывает нам о том, что учителя еврейского народа, вместо того, чтобы убедиться в чуде и радоваться о делах Божиих, стали сомневаться в произошедшем и пытливо допрашивать исцеленного. Они призывают и его родителей, спрашивая о том, их ли это сын, родился ли он слепым и как стал зрячим. И эти бедные люди, боясь гнева иудейских старейшин, отвечают, что это действительно их сын и он был рожден слепым, но как исцелился они не знают. Родители не говорят о чуде, которое произошло с их сыном, потому что тогда «Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9:22). Сам же исцеленный свидетельствует: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9:11). Но старейшины давят на него, говоря, что Человек, совершивший это, грешник, потому что совершил чудо в субботу. На что бывший слепец отвечает: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25) и далее говорит: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31). Иудеи, видя, что не смиряется этот человек, называют и его грешником, и Того, Кто исцелил его. Но исцеленный показал силу духа. Приняв чудо, прозрев, он не стал малодушествовать и отрекаться от Бога под давлением авторитета иудейских мудрецов. Вот отчего Господь находит его и спрашивает, верит ли он в Сына Божия. Он спрашивает Иисуса о том, кто же он. И на этот вопрос Спаситель отвечает: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9:37). Тогда сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:38). Так слепец прозрел не только телесно, но и духовно. Ведь можно видеть мир и не видеть Бога, и это страшнее чем слепота физическая.

Подобное произошло и во времена апостола Павла. Мы читаем сегодня в Деяниях Апостолов о том, как Павел изгнал беса из девушки, которая, казалось бы, делала доброе дело. Она ходила за апостолами и громко кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17). Что в этом может быть плохого? Но апостол Павел изгнал из нее беса, который заставлял ее пророчествовать. А эта девушка была рабой у неких богатых людей, получавших хороший доход за ее прорицание. Они, обозлившись на апостолов, схватили их и повели к властям, говоря: «Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять» (Деян. 16:20-21). А римские граждане старались во всем сохранять свои традиции, чтобы подчеркнуть свое происхождение. Таким образом Павел с учениками были взяты под стражу. Но ночью происходит землетрясение, с них спадают оковы, а двери темницы отворяются. Страж в ужасе видит открытые двери и думает наложить на себя руки, ведь начальство может покарать не только его, но и всю его семью, когда узнает, что пленники сбежали. Тогда апостол Павел говорит ему из темноты: «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь» (Деян. 16:28). Страж проникся глубоким почтением к апостолам и даже приглашает их в свой дом, слушая их проповеди. Он спрашивает о том, что ему делать. И получает ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31). И в ту же ночь он крестится сам со всеми своими домочадцами.

Церковь соединяет для нас эти два чтения из Евангелия и книги Деяний, чтобы они взаимно укрепляли нашу веру в Господа Иисуса Христа. Прозревший слепец не отказался от Спасителя, Который его исцелил. Темничный страж, видя явные чудеса, крестился и не отказывался больше никогда от Господа. И мы, увидев нечто чудесное, не будем же малодушествовать и придумывать оправдания, но укрепимся в вере в Господа Иисуса и пронесем эту веру до конца нашей земной жизни».

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан возглавил крестный ход вокруг Казанского собора.

В завершении Владыка поблагодарил верующих за совместную молитву и напомнил о подвиге Ксении Петербургской, поминаемой в этот день.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

В календаре, среди имен святых угодников Божиих, есть святые, которые имеют название блаженных, юродивых Христа ради. Эти люди, внешне безумные, взяли на себя великую спасительную миссию быть пробудителями совести христиан, если она засыпала. Во времена Ветхого Завета так поступали пророки, которые и словами назидания, и действиями, порой жесткими, старались пробудить совесть иудеев и отвратить их от греха. Так и в Новозаветные времена периодически возникает необходимость будить людей, говорить им, чтобы они не гордились тем, что они родились в христианской семье и не хвалились своими православными предками, а думали о том, подлинные ли они христиане и стремятся ли к исполнению правды, любви и прощению. Если забывается, что главное в жизни – это любовь к Богу и ближнему, тогда Господь посылает тех, кто напоминает об этом.

Представьте себе великолепный город Петра, императора всероссийского, который построен по примеру европейских столиц и свидетельствует о могуществе империи. Там, где даже перспективы улиц и архитектура зданий говорит о величии, появляется раба Божия Ксения, которая, овдовев, сознательно прикидывается безумной: надевает одежду своего умершего супруга и восполняет то доброе, что не сделал он в своей жизни. Блаженная желала спасения и покоя своей души. Ведь часто бывает так, что богатые и имеющие власть люди несчастны, как и говорил Спаситель: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26). И святая Ксения понимала, что душа – это важнейшая ценность, что душа ее почившего мужа нуждается в молитвенном подвиге и поддержке. И она исполняла это так, как сама понимала, приняв на себя подвиг юродства.

Конечно, она не могла даже представить, что спустя века к ее могиле будут идти сотни людей и на Смоленском кладбище будет построена часовня над местом ее последнего пристанища, а имя блаженной Ксении станет известно далеко за пределами Санкт-Петербурга и даже за пределами России. Мы с вами вряд ли вспомним еще святых того времени, просиявших в столице Российской Империи. Слишком мала была искра благочестия среди всего этого гранитного великолепия. Но она была! Представим, как по красивейшим улицам Петербурга идет скромная бабушка, которая мало известна прохожим, но она всеми силами заботится о деле Божием. Она помогает строить храм. У нее нет денег, нет больших физических сил. Но по ночам она поднимает на леса кирпичи, для строящегося дома Божия, этим удивляя каменщиков. А в этот самый момент было множество людей, ожидающих Конец света. Мы помним, что в сибирских лесах прятались старообрядцы, которые сжигали сами себя, не желая общаться с грешным миром. Настолько было сильно ощущение того, что все устои рушатся, что вот-вот придет антихрист, поэтому и на строительство храмов смотрели без радости, не понимая их необходимость. А блаженная Ксения, не рассуждая много и не осуждая никого, брала кирпичи и, с молитвой, поднимала их на леса. И храм тот стоит, и имя ее прославлено, и к молитвам святой обращаются и старики, и дети. Вот и я вам напоминаю слова Спасителя о том, что не наше дело знать времена и сроки Его Второго Пришествия (Деян. 1:7). Если есть возможность сделать что доброе, то будем делать, а не искать каких либо признаков последних времен.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *