В праздник святых апостолов Петра и Павла архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

12 июля 2021 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия Архипастырь рассказал собравшимся о подвиге первоверховных апостолов: «Часто слыша тексты Священного Писания, мы привыкаем к ним, и они уже не беспокоят ум и душу. Вот отчего нам стоит обратить свое внимание на слова Евангелия, прозвучавшие сегодня на богослужении. Господу было важно открыть апостолам Свое происхождение, открыть то, что Он Сын Божий и объяснить, что Он именно тот Мессия, которого ждали многие поколения иудеев. Ведь Спаситель по Своему человеческому естеству происходил из незнатной галилейской семьи, до тридцати лет Он был мало кому известен. Но свидетельство Иоанна Крестителя о Нем на реке Иордан привлекло к Иисусу учеников, которые были до этого учениками Предтечи. Вот и апостолы, бывшие ученики Иоанна, пошли за Ним, доверяя слову Пророка. Они ожидали, что скоро Мессия явит Себя миру в силе и славе. Но Спасителю нужно было открыть для них духовные горизонты, чтобы радость их служения была от общения с Сыном Божиим, а не от ожидания земного величия. Для иудеев это было трудно принять. Они привыкли к тому, что праведник должен получить благое воздаяние уже в этой жизни. Поэтому, слушая Иисуса, апостолы переживали о том, что Он не прославляется и они вместе с Ним остаются безвестны. Не будем их осуждать, потому что и мы, христиане, совершая молитву, часто ждем от Бога только исполнения наших желаний, а не ищем Его воли.

Христос задает вопрос Своим ученикам: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого» (Мф. 16:13). Ему отвечает самый решительный и зрелый из апостолов Петр: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:14). Но Спаситель и далее спрашивает: «А вы за кого почитаете Меня» (Мф. 16:15). И Петр говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Для нас, христиан, эти слова звучат как нечто, само собой разумеющееся, мы привыкли к этому, но для апостолов это было откровением. Петр произнес эти слова по свидетельству Господа: «потому что не плоть и кровь открыли <…> это, но Отец <…>, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Для иудеев это воспринималось как ересь и хула. Но эта истина была открыта Богом Петру, чтобы он возвестил об этом всему миру.

Принятие Христа, как Сына Божия, Самого Бога, и в апостольские времена было сложно, сложно это для многих и сегодня, потому что эта истина, которую открыл нам о Себе Господь, не вмещается в наш разум, но должна приниматься на веру. Многим не хватает веры и доверия к Богу, чтобы признать это.
Милосердный Господи, доверяем Твоему могуществу, Твоей премудрости и Твоей славе! Необходимое и разумное для нас Ты открываешь в достаточной мере. Веруем, что в будущей жизни будем знать все совершеннее и превосходнее! А сейчас смиренно преклоняем главу перед волей Твоей. И где нам не хватает мудрости, Ты Сам научи нас, Господи, премудрости Твоей.

Заметьте , что весть о том, что Иисус есть Христос, Сын Божий была открыта Богом только одному из двенадцати апостолов. У каждого из нас есть разные духовные дарования, и они не даются в одинаковой мере. Даже среди двенадцати ближайших учеников Христовых только Петру была открыта истина о Божественности их Учителя. И Петр не сомневался в этом откровении. Он отдал Христу всю свою жизнь, оставив свои родные места и близких людей, путешествуя по бескрайним просторам  Римской империи. За эту истину он, как и многие другие апостолы, принял смерть. Поэтому мы и доверяем апостольскому свидетельству. Ученики Христвы, несмотря на притеснения, лишения и смерть, оставались счастливыми людьми, проповедуя Благую весть своего Божественного Учителя. И мы с апостолом Петром восклицаем: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16)».

По заамвонной молитве владыка Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу.

В завершении богослужения Правящий архиерей поздравил всех с окончанием поста и с праздником святых апостолов Петра и Павла.

Также архиепископ Юстиниан поздравил верующих, носящих имена поминаемых святых, в том числе воспитанницу Воскресной школы Казанского собора — Павлу Захарьину.

Проповедь архиепископа Юстиниана

 Порой мы имеем ревность не по разуму. Нам иногда кажется, что мы искренне служим Богу и делаем все правильно. Но обозревая историю Церкви, мы видим множество примеров того, как люди, желавшие угодить Богу, становились источником раздражения и разделения, а не мира и согласия. Так случилось и с последователями Иоанна Крестителя, ведь только часть из его учеников последовала за Христом, другие же продолжали считать, что Иоанн есть величайший из тех, кто родился на земле и не хотели признать в Иисусе из Назарета Сына Божия, не взирая на свидетельство своего учителя. Церковь Христова распространялась по миру, но были ученики Крестителя, которые говорили, что он и был Христом. Они искренне считали, что этим проявляют верность своему наставнику. Мы знаем сколько бывало недоразумений между учениками апостолов. Павел даже был вынужден обличать тех, кто говорил: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин» (1Кор. 1:12). Апостол же говорит, что все мы часть Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и должны искать согласия, мира и любви, а не множить разделения.

Апостолы Петр и Павел были очень разными по своему происхождению и положению в мире. Петр был рыбаком, человеком малообразованными. Он был учеником Иоанна Крестителя, который последовал за Иисусом и сподобился одним из первых видеть Его воскресшим. А Павел происходил не из Иудеи, а из малоазиатского города Тарс. Его семья была обеспечена. Он получил хорошее образование не только дома, но и в Иерусалиме. Петр имел опыт жизни только в пределах маленькой Палестины, а Павел много путешествовал по империи и даже имел права римского гражданина. Петр был высоким, с кучерявыми волосами, а Павел был невысокого роста, с большим носом и залысинами. Насколько они были разными, но мы сегодня славим их вместе. Мы ученики и того, и другого. Послания и Петра, и Павла одинаково значимы для нас. Как это важно хранить единство и согласие в Церкви! Нынешний праздник двух столь разных святых, но которых мы именуем первоверховными апостолами, убеждает нас, что мы призваны к миру и согласию во имя сохранения Церкви Христовой.

В южных краях существует добрая традиция освящения созревших плодов уже в праздник святых апостолов Петра и Павла. Первоначальный смысл слова освящение – это жертва благодарности Богу, которую мы приносим от плодов, уродившихся в результате наших трудов. Мы жертвуем их в храм, для употребления священнослужителями, которые не имеют своего земельного надела. А часть плодов мы благословляем, то есть уносим домой, для употребления в пищу. Церковь нам сегодня говорит, что апостолы принесли Богу плоды своей жизни. В кондаке мы слышим, что Бог принял болезни и смерть апостолов «паче всякого всеплодия». То есть Петр и Павел вместо плодов земных сами жизни свои сделали плодами, освященными во имя Господа Иисуса Христа. Пусть Господь примет и наши труды и молитвы, как плод нашей жизни!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *