В праздник Александра Невского архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Свято-Александровской церкви Яшкуля

12 сентября 2021 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан возглавил торжества в честь  престольного праздника церкви святого Александра Невского в посёлке Яшкуль.

К богослужению Высокопреосвященный владыка доставил написанную для яшкульской церкви икону благоверного князя Александра и ковчег с частицей  мощей святого.

Встреча святынь состоялась в центре посёлка у автотрассы Астрахань — Элиста.

Верующие во главе с Правящим архиереем прошли крестным ходом к храму. В шествии участвовали паломники, прибывшие из Элисты и Астрахани.

Перед началом Литургии архиепископ Юстиниан освятил икону святого Александра Невского и храмовые колокола.

После чтения Евангелия Высокопреосвященный Юстиниан произнёс проповедь.

«Юноша приходит к Иисусу с вопросом: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную» (Мф. 19:16). Этот вопрос заботит каждого человека. Как сделать так, чтобы труды нашей жизни не были бы напрасны? И Господь отвечает ему, напоминая Заповеди, данные Богом Моисею: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-19). Тогда юноша с радостью восклицает: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне» (Мф. 19:20). Спаситель говорит ему: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). После этих слов Господа юноша ушел опечаленным.

Оказывается, можно  весьма комфортно соблюдать Заповеди, когда ты не занят заботой о куске хлеба насущного.  Вряд ли юноша сам собрал себе свое состояние, скорее всего оно досталось ему от родителей. Конечно, хорошо, что он не стал  бездумно тратить все, что имеет, что богатство не развратило его –и  это великое благо. Однако юноша, видимо, хотел большего – чувствовать себя в  положении преуспевшего в исполнении предписаний Закона. Юноша смело обращается к Господу  Иисусу с вопросом о том, как стать ему  совершенным. А Спаситель предлагает ему, чтобы юноша раздал своё имение нищим, чтобы остался на один на один при встрече с жизненными трудностями,  чтобы состояние родителей далее не защищало его.  И  молодой человек смутился, потому что свою жизнь до встречи с Иисусом  он провёл, как красивый, но изнеженный цветок в оранжерее, и столкнуться с реальной жизнью он боится.

Да юноша достоин похвалы уже и за то , что он быстро осознал  свою немощь. Ведь он мог, в мимолетном душевном порыве, бросить все и пойти за Иисусом, а потом, устав от трудностей неустроенной жизни, впасть в уныние и упрекать и себя, и Спасителя в своем положении. Поэтому не таких людей взял Господь Себе в ученики, а крепких и выносливых рыбаков из Галилеи, привыкших к ежедневному тяжелому труду, и, вместе с тем, еще и смиренных, не мыслящих себя достойными быть  рядом со Христом.

Не будем же самовольно спешить, принимая решения в порыве нахлынувших чувств, а лучше подождем гласа Божия, призывающего нас к тому или иному христианскому деланию. Но если Господь  позвал нас, значит Он знает, что мы можем это исполнить.

Так жил Александр Невский, у которого, как у князя, были и семья, и достояние. Но он, ради того, чтобы сохранить Православие и мир на своей земле, редко проводил время дома. Вся жизнь его была в пути – в пути на войну, чтобы защитить западные рубежи Родины от рыцарей, которые хотели обратить Русь в католичество, либо его путь лежал в далекий Каракорум , столицу могущественной Монгольской империи, чтобы получить ярлык на княжение, часто приходилось ему приезжать  в столицу Золотой Орды, в город Сарай в низовьях Волги. Где бы ни был Святой Александр, он всегда следовал за Христом.

По обычаю благоверных князей, святой Александр Невский имел с собой Евангелие и Псалтирь, которые он читал в пути. Когда большие праздники заставали его в дороге, то священник, сопровождавший его, в поставленном шатре совершал Божественную  Литургию. Конечно, ему, как всякому человеку хотелось покоя, радости семейного общения и возможности пользоваться уютом княжеского терема. Однако, осознание того, что он  христианин, что он правитель Руси — отец большого Всероссийского семейства  звало Святого Александра на подвиг самоотверженного служения Богу и людям. Все усилия  Святого были направлены на то, чтобы  дать страдающей от бесконечных войн и набегов Русской земле долгожданные мир и покой. Чтобы храмы не разрушались и святыни не попирались,  а русские люди не гибли  бы на полях сражений и уведённые в рабство не страдали бы от тяжких работ  на чужбине.

В жизни Александра Невского мы видим истинный пример следования за Христом. Евангельский юноша, пришедший к Иисусу, не смог последовать за Ним, а святой князь Александр смог. Поэтому мы его почитаем не потому что он князь , а потому что он для нас старший собрат во Христе, дающий для нас пример христианской жизни» — отметил архиепископ Юстиниан.

В завершении состоялось славление Александру Невскому: Владыка прочитал молитву благоверному князю, священнослужители пропели величание.

По окончании архиепископ Юстиниан поздравил участников богослужения с престольным праздником Яшкульской церкви, сказал о традиции почитания Александра Невского в этих местах и напомнил о том, что храм Александра Невского в Яшкуле стал преемником разрушенной после революции церкви Александра Невского в посёлке Чилгир. В честь 800-летия благоверного князя Правящий архиерей передал в дар приходу новонаписанный образ святого.

От имени жителей Яшкульского района архиепископа Юстиниана и всех православных верующих поприветствовал глава районной администрации Савр Мушаев. Руководитель отметил роль  православной общины в жизни района и пожелал всем участникам праздника здравия и мира.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Ныне вся Россия и Русская Церковь празднуют и ликуют, каждый в меру своего осознания роли Александра Невского в жизни Церкви, в бытии Отечества. Строятся новые храмы в честь благоверного князя, открываются грандиозные памятники, наподобие того, который был открыт вчера Патриархом и Президентом в Псковской области на берегу Чудского озера, где проходило знаменитое Ледовое побоище. По этим признакам мы видим, что нынешнее торжество искреннее, сознательно совершаемое, сопровождаемое научными конференциями и публикациями, а главное, сопровождаемое искренней молитвой к святому князю Александру Невскому, как к нашему старшему собрату, мудрому христианину.

Из  Жития  Святого и из сохранившихся летописей знаем, что когда случилась его смерть,  то скорбела вся Русская земля, потому что не видели никого подобного ему ни по разуму, ни по христианскому дерзновению, ни по любви к Богу и Отечеству. Митрополит Киевский и Владимирский Кирилл, узнав о том, что в Городце умер великий князь, принявший на тот момент уже монашеский постриг, сказал , что закатилось Солнце земли Русской.

Утешением для сограждан Александра Невского стало чудо, по милости Божией совершенное им после смерти. Когда митрополит прочитал разрешительную молитву, священник — ключарь собора, должен был вложить эту молитву в руку князя, но, приблизившись, был поражен, потому что усопший сам разжал руку и взял свиток. Это так сильно поразило участников отпевания, что летописец записал это событие.

И мы в Калмыкии не остаемся в стороне от всероссийского празднования 800-летия святого благоверного князя Александра Невского. Вспоминаем о том, что святой князь был в добрых, дружественных отношениях с сыном правителя Золотой Орды хана Батыя – царевичем Сартаком. Их объединяла и вера во Христа, потому что Сартак был христианином, хотя и не православным, а несторианином. А кочевья царевича простиралось от Волги до Северного Кавказа, включая и территорию нынешней Калмыкии. Поэтому, приезжая к Батыю, Александр навещал и своего друга, то есть очень вероятно, что и по степям Калмыкии они вдвоем верхом на конях совершали свои путешествия.

Золотая Орда была уникальным государством на тот момент, где сохранялись заветы Чингиза, который повелевал, чтобы вера подданных Монгольской империи народов сохранялась и не преследовалась, чтобы святые места и священнослужители оберегались. Одно лишь было условие – молиться о благоденствии Монгольского государства и самого правителя. И Батый, будучи верным наследником завещания Чингисхана, помогал и сохранял православные храмы в пределах Золотой Орды.

Нужно сказать, что Батый был одним из способнейших претендентов на престол верховного хана. Но он полюбил места нижней Волги и не стал включаться в борьбу за трон верховного правителя, а сознательно выбрал себе для правления наши места. Вот откуда у калмыков, потомков тех монголов, такое трепетное отношение к этой земле. И даже те, кто покинули Российскую империю и проживают сейчас в пределах Китая, называют Волгу священной рекой, о которой они скорбят и жалеют, что ушли отсюда.

Для нас с вами пример дружбы святого князя Александра Невского с царевичем Сартаком есть пример той дружбы, которую и мы сегодня должны являть в нашей жизни. Нам также должно вместе жить, помогать, защишать и поддерживать друг друга.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *