Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Софийском храме Элисты

22 сентября 2021 года, в попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в храме Софии Премудрости Божией города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление Пресвятой Богородице.

В завершении Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди и преподал благословение верующим.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Заповедь Бога, о которой мы узнаем из Священного Писания, звучала так: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). То есть рожать детей – это естественное и благословленное Богом деяние. Чадородием, взращиванием и воспитанием ребенка спасается верующая семья. Даже если мы видим, что в древности пророки были одиноки, то это скорее исключение из правил. А правило заключается в том, чтобы жениться, в любви и согласии воспитывать детей. Тогда человек бывает радостен и счастлив, он ощущает, что исполняет заповедь Божию и ему тепло на этом свете, что есть те, кто будет за него молиться, когда он отойдет в мир иной.

Но иногда мы видим, что Господь посещает некоторые семейные пары бесчадством. Это всегда испытание, даже в наши дни, когда, по слову Спасителя, оскудела любовь (ср. Мф. 24:12). А в Иудее во времена жизни святых Иоакима и Анны рождение ребенка было не только радостью семейной, частной, но и показателем того, благоволит к тебе Бог или нет. Потому что у иудеев мало было распространено представление о том, что их ждет в будущем веке. Поэтому их отношения с Богом определялись для них в этой жизни. Иудеи считали, что если они праведны ради Него, то Он в конце концов благословит их в земной жизни успехом и детьми. Отсутствие же детей воспринималось как наказание Божие и поэтому бесплодные Иоаким и Анна не только не видели сочувствия, но даже получали презрение и осуждение от ближних своих.

Мы и сейчас видим, что некоторые семьи не имеют продолжения, потому что в них нет детей. Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя поощрять и благословлять развод по причине бездетности, потому что супружеская пара – это те люди, которые дали обещание в любви поддерживать друг друга. И это испытание бесчадства они должны проходить вместе, а не бежать от этого испытания.

Иудеи очень любили детей. Мы это понимаем, даже если посмотрим на отношение современных евреев к своим чадам. Родители в еврейских семьях даже слишком сильно балуют своих малолетних отпрысков. У них не было и брошенных детей, потому что всегда найдутся те, кто возьмет в семью сироту. Такое же отношение к детям среди иудеев было и тогда, когда Иоаким и Анна терпели поношение за свое бесчадство. В языческом мире было не так. К детям относилесь жестче и даже жестоко. До императора Константина Великого часто увечных детей оставляли на погибель на улице. Только с воцарением равноапостольного Константина был издан указ о том, чтобы таких детей собирали и воспитывали за счет государства.

Эти примеры я привожу для того, чтобы было понятнее как страдали Иоаким и Анна, живя в иудейском обществе и не имея своего чада. Здесь возникает вопрос и о том, почему же они, будучи праведными, страдали? Но этот вопрос не получит в полной мере ответа в этой жизни. Мы видим, что взаимосвязь праведности с житейским благополучием не всегда явлена в этом мире. Нам, как христианам, нужно помнить слова, которые поются во время Божественной Литургии перед Заповедями Блаженства: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». А можем ли мы сказать, что уже наступило Царствие Божие? Нет, оно ожидаемо. Когда оно придет, тогда и исполнятся обетования Нагорной проповеди Спасителя. Нам, христианам, открыто больше чем древним иудеям. Иудей полагал, что если его любит Бог, то он должен получить награду от Него уже в этой жизни. Мы же знаем, что праведные люди получают совершенное, а не частичное, воздаяние после смерти  в Царствии Небесном. Это знание обетования Божия дарует нам утешение в скорбях нашей временной жизни. Пусть пример терпения праведных Богоотец Иоакима и Анны вдохновляет нас даже тогда, когда нам сложно двигаться по жизненному пути, ведь мы знаем, что наши труды не забываются Богом.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *