Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Софийском храме Элисты

22 сентября 2021 года, в попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в храме Софии Премудрости Божией города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление Пресвятой Богородице.

В завершении Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди и преподал благословение верующим.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Заповедь Бога, о которой мы узнаем из Священного Писания, звучала так: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). То есть рожать детей – это естественное и благословленное Богом деяние. Чадородием, взращиванием и воспитанием ребенка спасается верующая семья. Даже если мы видим, что в древности пророки были одиноки, то это скорее исключение из правил. А правило заключается в том, чтобы жениться, в любви и согласии воспитывать детей. Тогда человек бывает радостен и счастлив, он ощущает, что исполняет заповедь Божию и ему тепло на этом свете, что есть те, кто будет за него молиться, когда он отойдет в мир иной.

Но иногда мы видим, что Господь посещает некоторые семейные пары бесчадством. Это всегда испытание, даже в наши дни, когда, по слову Спасителя, оскудела любовь (ср. Мф. 24:12). А в Иудее во времена жизни святых Иоакима и Анны рождение ребенка было не только радостью семейной, частной, но и показателем того, благоволит к тебе Бог или нет. Потому что у иудеев мало было распространено представление о том, что их ждет в будущем веке. Поэтому их отношения с Богом определялись для них в этой жизни. Иудеи считали, что если они праведны ради Него, то Он в конце концов благословит их в земной жизни успехом и детьми. Отсутствие же детей воспринималось как наказание Божие и поэтому бесплодные Иоаким и Анна не только не видели сочувствия, но даже получали презрение и осуждение от ближних своих.

Мы и сейчас видим, что некоторые семьи не имеют продолжения, потому что в них нет детей. Хотя, конечно, ни в коем случае нельзя поощрять и благословлять развод по причине бездетности, потому что супружеская пара – это те люди, которые дали обещание в любви поддерживать друг друга. И это испытание бесчадства они должны проходить вместе, а не бежать от этого испытания.

Иудеи очень любили детей. Мы это понимаем, даже если посмотрим на отношение современных евреев к своим чадам. Родители в еврейских семьях даже слишком сильно балуют своих малолетних отпрысков. У них не было и брошенных детей, потому что всегда найдутся те, кто возьмет в семью сироту. Такое же отношение к детям среди иудеев было и тогда, когда Иоаким и Анна терпели поношение за свое бесчадство. В языческом мире было не так. К детям относилесь жестче и даже жестоко. До императора Константина Великого часто увечных детей оставляли на погибель на улице. Только с воцарением равноапостольного Константина был издан указ о том, чтобы таких детей собирали и воспитывали за счет государства.

Эти примеры я привожу для того, чтобы было понятнее как страдали Иоаким и Анна, живя в иудейском обществе и не имея своего чада. Здесь возникает вопрос и о том, почему же они, будучи праведными, страдали? Но этот вопрос не получит в полной мере ответа в этой жизни. Мы видим, что взаимосвязь праведности с житейским благополучием не всегда явлена в этом мире. Нам, как христианам, нужно помнить слова, которые поются во время Божественной Литургии перед Заповедями Блаженства: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». А можем ли мы сказать, что уже наступило Царствие Божие? Нет, оно ожидаемо. Когда оно придет, тогда и исполнятся обетования Нагорной проповеди Спасителя. Нам, христианам, открыто больше чем древним иудеям. Иудей полагал, что если его любит Бог, то он должен получить награду от Него уже в этой жизни. Мы же знаем, что праведные люди получают совершенное, а не частичное, воздаяние после смерти  в Царствии Небесном. Это знание обетования Божия дарует нам утешение в скорбях нашей временной жизни. Пусть пример терпения праведных Богоотец Иоакима и Анны вдохновляет нас даже тогда, когда нам сложно двигаться по жизненному пути, ведь мы знаем, что наши труды не забываются Богом.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.