Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

10 октября 2021 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия владыка Юстиниан обратился к собравшимся: «Люди, знавшие названного отца Иисуса Иосифа, относились и к Самому Спасителю, как обычному человеку. Мы помним, как иудеи из Назарета говорили о Нем: «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф. 13:55). То есть для того, чтобы Господь, по достижении тридцати лет, при обращении Его к миру был услышан, особенно теми, кто видел Его возрастание как человека, чтобы Он был воспринят как Мессия, Он являет знамения, которые не может совершить обычный человек.

Петр и его близкие, которые занимались рыбной ловлей на Геннисаретском озере, ко времени прихода Спасителя на берег этого озера уже знали Иисуса. Но нужно было от того человеческого знания, которое они имели, перейти к большему, ибо Господь искал Себе учеников, которые помогли бы Ему в распространении Благой Вести о том, что приблизилось Царствие Божие и Сын Божий живет среди людей. Они должны были доверять Иисусу, чтобы оторваться от привычного образа жизни, оставить свои семьи и пойти за Ним. То есть вера их должна быть так серьезна и глубока, чтобы они не задумываясь превратились из ловцов рыбы в ловцов человеков для Царствия Небесного. Поэтому Господь просит Петра о помощи, чтобы Его увидело и услышало как можно больше людей, отплыть на лодке от берега.

Мы поражаемся терпению Петра, потому что Господь со своей просьбой застает его после ночи, в которую он трудился, ловя рыбу. Он был уставший, когда Иисус зашел к нему в лодку, еще и досада прибавлялась к усталости, потому что промысел не удался и сети были пусты. Однако Петр не отказывает Господу в Его желании.

После Своей проповеди Спаситель обращается к нему, говоря: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Будущий апостол отвечает: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Он слушает Господа, забрасывает сеть и, вдруг, чувствует, вытаскивая, что сети тяжелы, что едва они могут дотащить их до берега. Тогда Петр понимает, что перед ними не простой человек, а посланник Бога. Он взмолился: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Ему стало страшно, потому что в Ветхом Завете было убеждение, что тот, кто пообщается с посланником Божиим, ангелом, должен скоро умереть. То есть не просто чувство благоговения, а чувство страха за свою жизнь стало двигать Петром и его близкими, которые тоже стали свидетелями этого чуда. Но Господь им говорит, чтобы они не боялись, потому что отныне будут ловцами человеков для Царствия Божия.

Известно, что когда нам бывает тяжело, то тогда мы  ищем помощи Божией, а когда все в порядке и хорошо в жизни, то бывает труднее  заставить себя прийти в церковь, потому что кажется, что и без церкви и без Бога и так  все замечательно: урожай большой,  и кажется, что если ещё  поработать поусерднее, то можно обрести  желанные достаток и счастье. Апостолы превозмогли это искушение и от  сетей , полных рыбы, последовали за Иисусом.

Мы живем в сельскохозяйственном краю, который радует нас добрым урожаем в этом году. Но мы не видим, чтобы храмы наши наполнились благодарными людьми, которые пришли восславить Бога за богатые плоды своих трудов. Для них зимой холодно, а летом жарко, весной пашут, а осенью собирают урожай, и нет времени для молитвы. Поэтому нынешнее Евангелие пусть будет для нас очередным напоминанием о том, что за Богом нужно идти не только тогда, когда нам плохо, но и тогда, когда мы довольны и все у нас в достатке.

Богослужение, которое совершается сейчас принято именовать  Литургией, однако, оно   имеет еще и название Евхаристии, что переводится с греческого языка как «благодарение». То есть,  мы совершаем благодарение Богу за все благодеяния, которые Он дарует нам в нашей жизни. И, благодаря Бога, знаем, что тем самым призываем  Божественную помощь  и на будущее время».

По окончании Архиепископ напутствовал верующих на предстоящию неделю и преподал всем архипастырское  благословение.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Некие воспоминания Евангельских событий, которые стали благим поводом для совершения торжеств, которые мы именуем как Двунадесятые праздники, не укладываются в одни сутки, но имеют дни попразднства. Так и дни памяти святых Божиих людей издревле в Церкви порой имели несколько дней празднования. Например, в честь святого мученика Димитрия Солунского, которого очень почитали на Балканах, торжество длилось минимум два дня. На второй день была память мученика Нестора, который обратился ко Христу благодаря Димитрию. Вот так вошло в обыкновение и на Руси, что память особо почитаемых святых становится радостным событием нескольких дней.

Для Русской Церкви имя преподобного Сергия особо почитаемо. Этот святой любим народом. Он трогательно и кротко вошел в сердца верующих людей и, вместе с тем, преподобный удивляет своей мудростью и крепостью, любовью к Родине, заботой о ее процветании. Поэтому те, кто искренне именуют себя патриотами России, в благоговении склоняют свою голову пред памятью преподобного Сергия. Вот почему не только 8 октября, в день памяти святого отца нашего Сергия, но и 11 октября, продолжаем мы его чествовать, вспоминая его родителей – преподобных Кирилла и Марию.

Для Троице-Сергиевой Лавры эти дни, безусловно, нескончаемое торжество. И сейчас, в связи с эпидемиологической ситуацией, когда там нет обычного множества туристов, обитель преподобного Сергия покоится в молитве, но она не пуста. В нее и в будни, и в праздники собираются люди. Богослужения совершаются также благоговейно и неспешно. У раки с мощами преподобного поется акафист.

К святому отцу нашему Сергию обращены молитвы и тех, кто сумел достигнуть его обители, и тех, кто по тем или иным причинам не смог лично приехать и поклониться ему. Слава игумена земли Русской распространяется далеко за пределы нашей Родины. Я рассказывал вам о почитании образа преподобного Сергия в Николаевском соборе Нью-Йорка. Когда сам преподобный явился во сне одной женщине и говорил ей: «Хочу в церковь». И она, просыпаясь, не могла понять, что происходит. Но когда ей пришлось разбирать вещи умершей тети, то в кладовке нашла большой образ преподобного Сергия, каким он ей являлся. Тогда эта женщина поняла смысл своего сна и отнесла найденную икону в Русский Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке на Манхеттене. И тот день, в который она принесла образ, оказался праздником преподобного Сергия. Эта икона и сейчас остается в соборе, а копию ее мне прислали, и она находится в нашей элистинской Русской гимназии имени преподобного Сергия. Когда количество православных увеличилось в Южно-Африканской Республике, то и там построили храм в честь преподобного Сергия. Поэтому, говоря о том, что слава игумена земли Русской поистине всемирная, мы нисколько не преувеличиваем.

Родители преподобного Сергия Кирилл и Мария, которые по обычаю того времени на склоне лет сподобились монашеского пострига в Хотьковском Покровском монастыре. В то время еще была традиция, когда муж с женой в старости принимали монашество и жили в одном монастыре. Конечно в таких монастырях мужские и женские кельи находились с разных сторон, но и наполняли их люди пожилые, которые уже не так были подвержены земным страстям и на склоне лет, исполняя желание своего сердца послужить Богу, становились монахами. Эта традиция пришла к нам из Византии, где люди, занимаясь своей светской работой, мечтали хотя бы перед смертью принять монашество. Хотьковский монастырь, в котором подвизались преподобные Кирилл и Мария, находится на пути в Троице-Сергиеву Лавру, поэтому раньше пешие паломники из Москвы, обязательно по пути к преподобному Сергию заходили поклониться гробам его святых родителей.

Внимательно читая житие преподобного Сергия, написанное его учеником Епифанием, мы узнаем, что среди имен людей, сопровождавших семью Кирилла и Марии при переезде из Ростова в Радонеж, были имена явно монгольского происхождения. То есть Ростов Великий был городом, у которого сложились добрые отношения с Золотой Ордой. Там всегда жило большое количество монголов и многие из них там крестились, женились и жили. В этом городе и преподобный Петр, царевич Ордынский нес свой подвиг. И по мнению историков мы можем с большой долей вероятности предполагать, что мать преподобного Сергия святая схимонахиня Мария происходила от тех самых монголов, живших в Ростове Великом. И имена с монгольским происхождением из жития относятся именно к ее родственникам. То есть преподобный Сергий по матери своей происходил и от монгольского корня. Даже известный покров на его гроб, который считается образом, несущим в себе личные, портретные черты преподобного, изображает и скулы, и разрез глаз, выдающие людей монгольского происхождения.  Вот от чего я думаю, что празднование памяти игумена земли Русской для нас, живущих в Калмыкии, особенно дорого. В нем мы видим святого, который не только духом объединяет русских и калмыков, но и своим общим кровным происхождением.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *