В праздник Покрова архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
За Литургией Высокопреосвященный Юстиниан совершил иерейскую хиротонию. В сан иерея рукоположен диакон Георгий Сластенов.
По заамвонной молитве Архипастырь вместе с сослужащим духовенством совершил славление Пречистой Деве Марии.
В завершении владыка Юстиниан поздравил верующих с праздником и пожелал благодатного покрова Пресвятой Богородицы.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Православные христиане хорошо знают те исторические события, которые стали основанием для празднования в честь Покрова Божией Матери. Мы хорошо помним о том, как жители Константинополя собрались на ночную молитву по храмам этого обширнейшего города в минуту опасности. В том числе и во Влахернской церкви проходило в буквальном смысле всенощное бдение. Там, во время сосредоточенной и горячей молитвы, один из известных юродивых Андрей сподобился увидеть Божию Матерь, Которая молилась пред Престолом Сына и Бога Своего о том, чтобы гнев был сменен на милость, чтобы город был защищен и спасен.

Все это нам известно с малых лет. Но возникает вопрос: мы знаем множество явлений Богородицы, почему же именно это явление во Влахернском храме, которое видел Андрей со своим учеником Епифанием, стало праздником, который распространился так широко? Мы должны помнить, что особо послужил в деле распространения этого торжества князь Андрей Боголюбский. Сначала в пределах своего княжества, а потом и по всей Киевской Руси он распространил почитание Божией Матери именно в этот день, который стал называться Покров Богородицы. Отчего же так? Нам важно понять, что есть причина и есть повод.

События, произошедшие во Влахернской церкви – это, скорее, не причина для праздника, а добрый повод, поскольку в христианском народе всегда было столь велико благоговейное чувство к Божией Матери, что христиане искренне искали любого доброго повода, чтобы прославить Ее. Мы знаем множество праздников в церковном календаре, которые посвящены Пречистой Деве и Ее чудотворным иконам, но нынешнее торжество я бы назвал праздником праздников в честь Богородицы. Потому что в том, что мы воспоминаем есть все: и Ее Рождество, и Воплощение Ее Сына, и Ее смиренное служение Ему и страдания, при виде Спасителя на Кресте. Все это облекается в торжество праздника в честь Покрова Божией Матери.

Иногда пишут, что Богородица простирала над молящимися омофор. Омофор – это часть архиерейского облачения, длинная лента, обозначающая епископскую власть. В церковном облачении эта часть возникла не сразу. В Римской империи признаком государственной власти консулов, правителей, избираемых на время, на шее был консульский шарф, который обозначал то, что они облечены властью на время своего правления. Когда христианство перестало быть гонимой религией и императоры стали всячески возвышать достоинство Церкви и ее служителей, тогда консульский шарф стали возлагать на плечи Константинопольского патриарха, в знак глубочайшего к нему уважения. Этот шарф, уже украшенный крестами, означал его великую архиерейскую власть. Со временем от Константинополя эта часть богослужебного облачения разошлась и к другим архиереям. Сейчас мы знаем, что каждому православному епископу при рукоположении возлагают на плечи омофор.

В Церкви этот знак власти получил и свое, особое понимание. В идеале своем омофор должен быть сшит из шерстяной ткани, потому что он является напоминанием о погибающей овце, которую нашел пастух. То есть омофор – это напоминание архиерею не столько о его власти, сколько о том, что он должен для всех сделаться всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Епископ должен мыслить себя пастырем и отцом для каждого христианина, заботясь о его спасении.

В греческом языке есть два похожих слова: омофор и мофорий. Омофор – это то, о чем я рассказал. А мофорий – это большой плат, которым женщины на Востоке покрывают свою голову. Конечно же жест Богородицы, жест материнской любви и защиты заключался не в том, что она простирала омофор, а в том, что Она, как Мать, простирает плат своей любви. Она хочет прикрыть нас теплотой плата молитв Своих. Но нет ничего страшного, если мы говорим, что в руках Ее омофор, потому что Она облечена великой властью от Сына и Бога Своего.

И верующие всегда почитали Божию Матерь как защитницу Церкви, достояния Сына Ее на земле, нас с вами, верующих. Поэтому, когда видим на руках Богородицы изображенный на иконах омофор, помним об этом, помним и о мофории. Для нас Пречистая Дева любящая Мать и защитница, а для гонителей  Церкви Она будет воительницей и обличительницей, Которую мы именуем Взбранной воеводой.  Пусть Покров Пречистой Девы, Ее помощь и защита да пребудет всегда с Церковью и каждым человеком, который будет к Ней обращаться с верой и любовью!

               



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *