В Димитриевскую родительскую субботу архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

6 ноября 2021 года, в Димитриевскую родительскую субботу, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию и заупокойную литию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве Высокопреосвященный владыка вместе с сослужащим духовенством совершил панихиду и освятил коливо в память всех усопших православных христиан.

В завершении архиепископ Юстиниан поблагодарил присутствующих за совместную молитву и рассказал о значении заупокойных богослужений Церкви.

Проповедь архиепископа Юстиниана

 Когда исследователи прошлого находят остатки городов и селений, стоянки древних людей, то поражаются, что находят и признаки религиозности. В любое время и на любом континенте человек верил в Божественную силу, что подтверждается археологическими открытиями. Есть признаки и того, что человек с древности заботился о посмертной участи своих родственников. Не было никогда, даже в самые давние времена, чтобы от усопшего избавлялись, не думая о том, как помочь ему своими молитвами и добрыми делами. То есть и вера в Бога, и благоговейное отношение к усопшим свойственно всему роду человеческому.

И мы продолжаем эту добрую традицию. Для этого мы имеем и побуждение сердца, потому что каждый разумный человек имеет любовь к своим родителям и воспитателям, к тем, кто его взрастил. Если мы их искренне любили при жизни, то и после смерти мы заботимся о них: омываем и одеваем тело умершего, погребаем по христианском обычаю, ставим крест на могиле, но особое попечение наше должно быть о душе усопшего. Потому что на какое-то время душа разлучается с телом. Подобно тому, как мы после трудового, отходя ко сну, дня снимаем с себя одежду, так и душа, готовясь ко сну смерти, совлекает с себя одежду плоти.

Но душа бессмертна и она нуждается в нашей молитвенной поддержке, потому что нет человека, который жив будет и не согрешит. Так Церковь смиренно исповедует человеческую немощь пред своим Создателем, говоря: «Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, милосердный Господи, и слово Твое истина». То есть все мы нуждаемся в поддержке и благо, когда есть те люди, которые любят нас при жизни и будут молитвенно и добрыми делами поминать после смерти. И это доброе отношение к нам в будущем закладывается сейчас нашим примером для детей и внуков. Если они видят, что поминовение усопших есть некий закон, то у них в памяти это останется и будет ощущаться благой обязанностью. Но для этого мы должны подавать не словом, а своим делом.

Мы слышали на Литургии слово Апостола Павла, в котором он говорит: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). И апостол раскрывает нам тайну, что усопшие душами своими, а после воскресения во время Второго пришествия и телами, живы силой Божией. Но какой будет эта посмертная жизнь зависит от нашей земной жизни и молитвы Церкви за нас. Потому что молитва Церкви творит чудеса – может даже из ада вызволить душу грешника.

Далее Павел говорит: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Апостол хорошо знал обычаи своего народа. Уже в его времена в той части Иерусалима, в которой иудеи ждали пришествие Мессии , очень дорого стоил даже малый клочок земли, чтобы похоронить усопшего, потому что они искренне верят, что тот, кто похоронен с той стороны Иерусалима, встретит Мессию и войдет с Ним в радость Его. И это продолжается из века в век. Даже сейчас те холмы усеяны могилами, там похоронены самые богатые иудеи, которых привозят порой с другого конца света, чтобы только там они обрели последнее пристанище. Так они проявляют заботу об усопших. Но апостол Павел говорит о том, что пришествие Христово во славе будет видно для людей всего мира. И не по месту погребения, а по состоянию души будем входить в Царствие Небесное.

Должно нам учиться всему доброму: молитве, желанию послужить усопшему, которое являют нам и верующие иных религий. Не учитесь у них как поступать, но примите за добрый пример их горячее желание, их любовь, которое подвигает их совершать так, как их научили в их традиции, ведь они искренне стараются принести пользу своим усопшим. Господь да упокоит души рабов Своих, за которых мы ныне молились, а вам да подаст утешение в печали об отошедших от нас, здравие и многих лет жизни!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *