Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в храме Николая Чудотворца г. Лагань

7 ноября 2021 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме города Лагани.
Правящему архиерею сослужили клирики епархии.
После чтения Евангелия Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди: «Когда мы читаем Священное Писание, то часто воспринимаем его из нашего христианского настоящего, из нашего православного отношения к жизни. Но Господь произносил Свои притчи в иной среде. Две тысячи лет назад вера людей, к которым обращался Спаситель, во многом отличалась от нашей. И то, что нам кажется сейчас само собой разумеющимся, что богатство не есть знак благоволения Божия, для иудеев того времени было неочевидным. И тогда, и сейчас те иудеи, которые не приняли Иисуса из Назарета как долгожданного Мессию, материальное благосостояние и внешний успех считают наградой от Бога за праведную жизнь, а бедность почитают за наказание грешникам. Даже некоторые протестантские церкви научились такому отношению к жизни от иудеев. Но, читая сегодня евангельскую притчу, мы видим там совсем иное.

Жили два человека: богатый и бедный. Бедняк даже не имел своего дома, он болен и нет помощи ему. Глядя издали на веселящегося богача, бедняк надеется только, что кто-нибудь смилостивится и даст хоть объедки от трапезы. Для иудея того времени это понималось однозначно – богатого любит Бог, а бедный страдает за свои грехи. Но Господь говорит дальше, что Лазарь, бедняк, которого Евангелие называет по имени, умер и душой был взят на лоно Авраама, то есть туда, где до времени пребывают души праведных. Это еще не Рай, не полное общение с Богом, потому что Рай еще затворен для всех. Он откроется тогда, когда Господь, Телом Своим пребывая во гробе, Своей божественной Душой сойдет во ад, сломит адские врата и освободит души томящихся там праведников.

Умирает и богач. Евангелие даже не открывает нам его имени. Христос называет его просто богачом. И он оказывается взят не на лоно Авраамово к праведникам, а оказывается в аду. Слушатели Иисуса недоумевали: как так получилось, что нищий среди праведников, а достойный, праведный, богатый человек пошел в ад. То есть для людей того времени это было чем-то невообразимым, да и сейчас из-за этого христианство трудно воспринимается людьми грешными. Сложно нам в полноте принять истину Христову, потому что хотим, чтобы учение Спасителя было удобным для нас. Но слова Господа ясны и только приняв их полностью мы можем называться христианами.

Еще один момент был ясно представлен Спасителем в этой притче. Дело в том, что иудеи не любили рассуждать о загробной жизни. Если внимательно читать Ветхий Завет, то понимаешь, что они о посмертном бытии знали мало и все свои чаяния связывали с земной жизнью. О том, что есть Рай, есть воздаяние добрым людям после смерти, они может быть и имели представление, но очень смутное. А тут Христос говорит прямо, что душа не умирает, но бессмертна и сохраняет память о земной жизни и представление о самой себе. То есть душа – это полноценный человек, только лишенный тела, как своей внешней оболочки.

Некоторые люди, называя себя христианами и держа в руках Священное Писание, подобно древним иудеям не верят в загробное бытие души. Они укоряют православных, говоря, что не нужны молитвы за усопших, потому что души их спят и когда воскреснет тело, тогда воскреснет и душа. Тогда поражаешься этим людям, потому что Спаситель в Евангелии ясно говорит, что Лазарь умер и душой был взят на лоно Авраамово, умер богач и душой своей оказался в аду.

Эти моменты часто уходят от нашего внимания, когда мы читаем Священное Писание. Потому что мы воспринимаем слова Библии как христиане, живущие в двухтысячелетней христианской традиции. А Христос говорил совсем для других людей».
По окончании Литургии Архипастырь поздравил верующих с воскресным днём и пожелал Божьего благословения всем жителям Лагани.
После богослужения Правящий архиерей провёл рабочую встречу с членами приходского совета и ознакомился с ходом работ по благоустройству территории Свято-Никольского храма. Настоятель храма протоиерей Сергий Крюков отчитался о результатах текущей деятельности, в том числе, в области религиозного образования и социального служения. Высокопреосвященный владыка поблагодарил всех за труды и выразил надежду на дальнейшее развитие приходской жизни в Лагани, как в Свято-Никольском храме, так и в церкви иконы Богородицы Живоносный источник.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Сегодня мы услышали кроме Евангельского чтения еще и Апостольское. Апостол Павел в послании к Галатам рассказывает о себе, о своем обращении ко Христу. Он происходил из города Тарс в Малой Азии, получил хорошее иудейское домашнее воспитание и направился для образования в Иерусалим. Если греки считали главным образовательным центром Афины, то верующие иудеи стремились поехать в Иерусалим, чтобы там стать учеником кого-то из авторитетных богословов. Так Савл, такого было имя апостола до обращения ко Христу, прибыл в Иерусалим и стал одним из самых горячих, ревностных учеников в школе Гамалиила, человека мудрого и почитаемого. Будущий апостол со всей горячностью и усердием, свойственным молодости, посвятил себя изучению богословской науки, а это очень большой труд. Мы и сегодня поражаемся тому, как иудеи от малых лет изучают Закон Божий: учат иврит, чтобы читать Тору, заучивают наизусть отрывки из Священного Писания и толкования на них их богословских авторитетов.

Это говорю вам, чтобы вы поняли, каким был апостол Павел. Горячим, ревностным, не терпящим никакой иной истины. Он думал, что в иудаизме есть все, что открывает Бог всему человечеству. Узнав, что в Сирии христиане стали создавать Церковь, Павел решил ехать в Дамаск, чтобы устроить гонения на христиан, которые обращали местных иудеев. Ему мало было того, что он гнал Церковь в Иерусалиме, а именно он был главным обвинителем против архидиакона Стефана. Когда первомученика вывели за стены города, чтобы побить камнями, Савл остался сторожить одежды мучителей. А в то время одежды складывали у ног главного обвинителя. То есть вот каким был будущий апостол. Во времена этого гонения и Богородица вынуждена была покинуть Иерусалим и переехать с Иоанном Богословом на несколько лет в Ефес. От этого гонения многие апостолы бежали из Палестины,  благодаря чему слово Божие стало распространяться. Ибо у Бога ничто не бывает напрасно: и гонения, и скорби ведут к вящей славе Божией.

Таким образом Павел прибыл в пределы Сирии и недалеко от Дамаска его вдруг озарил яркий свет и сбросило с лошади. Он услышал тогда голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? <…> Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:4-5). Рожно – это копье. То есть голос Божий ему сказал, что если и дальше он будет идти против Христа и Его Церкви, то погибнет. Павел в ужасе спросил: «Кто ты?» (Деян. 9:5), на что получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). Савл ослеп тогда. Он понял, что вся его жизнь хотя и была полна горячности и веры, но правы оказались те, кого он гнал. Он ненавидел христиан как отступников от веры отцов, а оказалось, что с ними Бог. Представьте себе, как ему было тяжело в тот момент. Но Павел идет в Дамаск и принимает там крещение, исцеляясь и духовно, и телесно.

Однако ему нужно было еще все осознать. Ведь одно дело сказать, что ты веришь, а другое – отказаться от своих привычек и образа жизни в свете открывшейся тебе истины. Павел, спасенный в корзине, спущенной с крепостной стены, от иудеев, которые тоже претерпели нечто необычное, потому что внезапно их собрат-гонитель сам становится христианином, удаляется на Аравийский полуостров и там проводит три года. Это время его сосредоточенной молитвы, размышлений, внимательного изучения Священного писания.

Три года понадобилось апостолу на то, чтобы осмыслить всю свою жизнь в свете христианского Откровения. Далее он стремится в Иерусалим, потому что понимает, что там Церковь, там свидетели земного служения Господа Иисуса Христа. Он находит Петра и Иакова, брата Господня. Павел учится у них. Только после этого он идет проповедовать Благую весть Спасителя. Да, у него уже было обращение от Господа Иисуса, но его должна была принять и Церковь в лице апостолов Петра и Иакова. Когда Церковь послала его проповедовать, он пошел. Когда Церковь признала его апостольство, тогда он стал подлинно таковым. То есть мы должны четко для себя уяснить, кого мы как христиане слушаем в этой жизни – это слово Божие, данное нам в Священном писании и Церковь, достояние Божие на земле.

Именно с Церковью мы должны советоваться.  Через Церковь нас учит Сам Бог. Вот почему для нас так важно быть чадами Церкви. Таким образом появлялись расколы и секты: люди не хотели учиться у Церкви, а толковали Священное Писание по собственному разумению.

В наше трудное время особенно важно помнить о том, что мы, христиане, должны слушать голос Церкви. Чаще всего ее слова — это разумная середина. Нам необходимо приходить на богослужения, но, вместе с тем,  применять  разумные меры предосторожности, предписанные санитарными службами. Не паниковать, но, вместе с тем, беречь себя и близких. Шествуя срединным путём, мы и душу свою сохраним для Христа и не дадим повод для осуждения нас  внешними.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *