В праздник Спиридона Тримифунтского архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

25 декабря 2021 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

Прсле чтения Евангелия архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся со словом проповеди: «Нынешнее Евангельское чтение сложено из нескольких притч, то есть иносказаний, принятых на Востоке, для объяснения сложных вещей через понятные образы. Господь через эти образы старался открыть тайны духовной жизни и Царствия Божия так, чтобы его слушатели не могли сказать, что не поняли Его, потому что не были научены книжной мудрости. Притчи призваны к тому, чтобы каждый понял и услышал мысль Христову.  И сегодня мы должны понять, что говорит Спаситель каждому из нас.

Господь задаёт риторический вопрос, на который Сам и отвечает : «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лк. 13:20-21). Каждый из слушателей спасителя понимал, чтобы хлеб стал праздничным украшением стола, действительно вкусным, нужна работа закваски, которая преображает тесто. Ели иудеи и хлеб пресный, то есть без закваски, но он для них был символом поста и воздержания. А хлеб взошедший являлся символом праздника. И вот Господь говорит, что Царствие Божие подобно этому хлебу, который преображается работой закваски. Это происходит не мгновенно, но благодаря заботе хозяйки. Ведь кроме закваски нужно еще и правильно выдержать тесто: его температуру и время приготовления. Если не сделать этого, то, не взирая на закваску, тесто не взойдет и хлеб не получится. Христос говорит о том, что и в духовной жизни необходимы труд, внимание и постоянство. Царствие Божие взращивается на протяжении всей нашей жизни.

Спаситель говорил это иудеям, которые мечтали о том, что придет Христос и сделает их насельниками Царствия Божия на земле, что только внешне изменится жизнь, а они останутся прежними. Но Господь говорит им: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). То есть для того, чтобы войти в Царство Небесное должна быть и внутренняя готовность самого человека. И начинается это Царство уже здесь, в нашей земной жизни. Как лучи солнца на рассвете говорят о скором появлении солнца, так и отблески наступающего Царствия Божия озаряют нас уже сейчас».
По заамвонной молитве владыка Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил краткий молебен Спиридону Тримифунтскому.
В завершении богослужения Высокопреосвященный владыка обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о житии святого Спиридона. Также Архипастырь поздравил с днем рождения секретаря епархии Алексия Грищенко.

Проповедь архиепископа Юстиниана 

Сегодня Церковь совершает память святителя Спиридона. Он жил в то время, когда Церковь была еще очень разнообразна по своему уставу жизни: начинало зарождаться монашество, но некоторые епископы еще были женатыми людьми;  были предстоятели Церквей, которые происходили из благородных семей и имели обширное образование, а были такие, как святитель Спиридон, которые, будучи священнослужителями, продолжали зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. Святитель Спиридон уже при жизни почитался за свою горячую веру и искреннюю молитву. Простота жизни не умаляла его достоинства, а наоборот являлась примером христианского жития. Его пример учит и нас укрепляет в наших трудах, даже если труд этот тяжел. Все большему количеству священнослужителей в наше время для содержания себя и своей семьи, а порой и малочисленного прихода, приходится служение в церкви совмещать с трудом в качестве фермера, рыбака или доктора.

К святителю Спиридону в полной мере применимы слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Его чистое сердце открывало  ему тайны Божественной жизни, позволяло  понимать то, что иному человеку, пусть и очень образованному, было недоступно. Святитель жил в то время, когда Церковь особенно страдала от соблазна непонимания того, каким образом у Бога может быть Сын- подлинный Бог, каково есть это  удивительное рождение Божественного Сына. И когда люди лишь  своим умом, не просвещенным благодатью Божией, стараются  вникнуть в тайну бытия Святой Троицы, то неминуемо рождаются ереси.  Вот так возникло движение арианства, последователи которого не могли ронять и принять то, что Сын равнозначен Отцу. Они стали учить, что Иисус Христос меньше Бога-Отца, то есть не является совершенным Богом. Но ведь если это так, то и мы, люди, все человечество, не спасены! Однако, суть христианского упования  состоит в том, что Бог так возлюбил мир, что послал Сына Своего, дабы  Он взял на себя грехи человека и исцелил его. И это исцеление возможно только Творцу человечества — Богу. Таково вероучение Православной Церкви –что  Иисус Христос, воплотившийся от Пречистой Девы Марии,  есть рождаемый превечно, таинственно, от Бога-Отца,  подлинный Бог, Который, взяв на Себя человеческое естество, исцелил его и открыл для людей врата Царствия Небесного.

Святые отцы противостояли ереси Ария, указывая на его ошибки. Писались трактаты в защиту Православного вероучения, устраивались диспуты, а святитель Спиридон от простоты сердца своего, по Преданию, взял в свои руки кирпич и сказал о том, что, хоть он и кажется единым, но состоит из глины, воды и огня. Так он попытался объяснить тайну Святой Троицы – как в кирпиче есть три составляющие, хотя он един, так и Бог един, но в нем три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Поэтому мы никогда не примем обвинения в многобожии, потому что мы верим в единого Бога, но  который являет Себя миру как Отца, Сына и Святого Духа. Эту веру защищал святитель Спиридон, так дарует и нам Господь, молитвами святителя, сохранять ее в нашей жизни!

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.