В неделю Торжества Православия архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

13 марта 2022 года, в Неделю Торжества Православия, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди: «Сегодня мы слышим слова апостола Павла о вере праведников Ветхозаветной Церкви, которые только ожидали прихода в мир Спасителя. И если они, праведники, не знавшие Христа, показывали столь удивительные образцы крепости, силы веры, то тем более, говорит Павел, христиане должны превосходить их в своих подвигах ради Бога. Апостол приводит примеры, которые у него были в памяти и которыми сам он вдохновлялся. Он пишет, что эти ветхозаветные праведники «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:33-37).

Апостол Павел, вспоминая примеры горячей веры ветхозаветных праведников, называет имена, которые были хорошо знакомы иудеям и почитаемы ими. Начинает он с Моисея, говоря, что он был воспитан при дворе фараона, спасенный от смерти царской дочерью из вод Нила. То есть Моисей воспитывался вельможей при царском дворе, однако его мать, которая тайно была взята кормилицей во дворец, смогла передать ему веру отеческую и сострадание к своему народу, находящемуся в рабстве в Египте. Поэтому пророк, пользуясь благами своего положения, не превознесся и не забыл свой народ и когда вырос не отрекся от него, а напротив защищал. И увидев, как египтянин начал бить иудея, Моисей не стерпел и убил обидчика. За это его должно было ждать наказание, его происхождение тогда вскрылось, он спешно покинул Египет и скрылся в Синайской пустыни. Все эти события вспоминали иудеи, когда им говорили о Моисее. Он, благодаря своей искренней вере и горячей любви к своему народу, оказался возлюблен Богом и избран для того, чтобы стать вождем иудеев, которых он вывел из рабства на свободу. 

Имя Моисея должно вдохновлять не только иудеев, но и нас, христиан. Мы должны поучиться у него и горячей вере, и любви к своему народу, потому что его пример показывает, что можно быть человеком верующим и вместе с тем любить свой народ. Вера в Бога не противоречит любви к Родине. Да, многие за свою веру и любовь к народу претерпевали гонения, но Бог укрепляет тех, кто стоит за правду.

Эти слова апостола Павла прозвучали для нас, прошедших первую седмицу Великого поста, чтобы мы вдохновлялись на постный труд примерами праведников Ветхого Завета. Если они, не знавшие Христа, так горели верой, то мы, христиане, должны еще больше потрудиться в нашем духовном делании.

Нынешнее Евангельское чтение также удивительно. Оно поощряет людей быть искренними, даже если недоумеваешь, потому что, видя твою искренность, Бог разрешит все твои вопросы и недоумения. Мы видим пример Нафанаила, который не мог поверить, что Иисус из Назарета может быть Христом, потому что для жителей Иудеи назаретяне казались людьми, забывшими подлинный Закон, потому что жили среди язычников. Те же, кто жил вокруг Иерусалима, полагали себя подлинными блюстителями Закона и считали, что из их среды должен произойти Христос. Поэтому Нафанаил и не мог поверить в то, что Иисус, сын плотника из Назарета, подлинно Мессия, но когда он лично пообщался с Иисусом, то уверовал, не позволяя себе больше сомнений и вопросов. 

Не страшно, если в вашей жизни были недоуменные вопросы о вере или Церкви. Задавайте их тем, кто более тверд в вере, кто научен христианскому вероучению, но потом, когда эти вопросы разрешаться, смелее идите на служение Богу. Если же мы ищем новые и новые вопросы или говорим о том, что нам что-то в Церкви не нравится, поэтому и не идем к богослужению, то мы лукавим перед Богом и перед самими собой. Если мы стремимся к Богу, то должны быть в Церкви, потому что она есть место подлинной встречи со Христом, ее основал Сам Спаситель и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)».

По заамвонной молитве состоялся крестный ход с семейными иконами, которые в этот день символизируют победу над иконоборчеством. 

Верующие во главе с архиепископом Юстинианом прошли вокруг храма с принесенными из дома образами. После, по традиции, элистинцы поделились историями своих семейных икон.

Богослужение завершилось чином Торжества Православия с многолетием Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, архипастырям, пастырям и всем верным чадам Христовой Церкви.

Архиерейский хор Казанского собора исполнил благодарственный гимн — песнь святого Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим».

В завершении Архипастырь приветствовал собравшихся с Торжеством Православия. 

По окончании активисты молодежного движения поздравили прихожан с праздником и раздали прихожанам просветительскую литературу, посвящённую теме Великого поста.  

За богослужением продолжился сбор средств в пользу беженцев с Донбасса и Украины. Акция повторится 20 марта.

Проповедь архиепископа Юстиниана

В этот день, который именуется Торжеством Православии, по окончании Литургии и крестного хода с семейными иконами прозвучал благодарственный гимн «Тебе Бога хвалим». Это песнопение было написано святителем Амвросием Медиоланским. Медиолан, нам сейчас известен как Милан – это город на севере Италии. Святитель Амвросий в благодарность Богу за его благодеяния, которые обильно изливаются на Церковь и весь мир, составил этот высокоторжественный, премудронаписанный гимн, где призываются и ангелы, и все творение хвалить своего Создателя. 

В истории христианства было написано великое множество гимнов и поучений, но Церковь избирает лишь малую лучшую часть, потому что все, что было создано нам и за всю жизнь не пропеть и не прочитать. Этот же гимн уже полторы тысячи лет с большой любовью исполняется христианами в торжественные минуты, когда сердце хочет прославить Бога за благодеяния, получаемые нами.

Радуюсь с вами сегодня Торжеству Православия. Исторически этот праздник связан с восстановлением иконопочитания, на которое несколько десятилетий было открыто настоящее гонение в VIII веке. Иконопочитание было восстановлено и первое воскресенье Великого поста стало днем празднования этого события. Конечно же со временем название «Торжество Православие» стало включать в себя намного больше смыслов: не только то, что мы празднуем восстановление почитания икон, но и то, что уже две тысячи лет, не взирая на испытания, гонения, войны, переселение народов, Церковь живет. 

Пребывая в Церкви, мы ощущаем радость и надежду, потому что знаем, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В Господе будем черпать силу и упование. Бог для нас источник радости, Он укрепляет и утешает нас, поэтому, даже если сердце наше сжимается от боли и страха, мы, как христиане, не имеем права показать наш страх или уныние. 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.