Архиепископ Юстиниан совершил Литургию Преждеосвященных даров

22 марта 2022 года, в день памяти 40 Севастийских мучеников, архиепископ Элистиснкий и Калмыцкий Юстиниан Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском кафедральном соборе города Элисты. 

После чтения Евангелия Высокопреосвященный владыка обратился к верующим: «Сегодня мы совершаем память сорока Севастийских мучеников, которых почитали во все века после их мученических подвигов. Слава о них разнеслась широко по пределам Римской империи. Ради этого праздника Церковный Устав полагает сегодня совершать чтение из Евангелия и Апостола. Мы слышим отрывок из Послания апостола Павла к евреям, в котором постоянно повторяется слово «наказание». В церковнославянском языке это слово имеет два значения: учить и подвергать испытанию. Во времена апостола Павла было естественно, чтобы учитель, обучающий детей грамоте и прочим наукам, имел под рукой хворостину. В наше время обучение проходит мягко благодаря накопленному педагогическому опыту, но в древности детей заставляли учиться с помощью порки, то есть процесс обучения и наказание были тогда тесно связаны. И церковнославянский язык очень точно передает нам то, что для апостола было естественным: если отец безразличен к будущему своего сына, то он не брал в руки хворостину, но если он действительно заботился о благополучии своего чада, то прибегал к порке, как методу воспитания. Тогда каждому было понятно, что заботливый отец старается дать своему ребенку и образование, и воспитание, и это часто сопровождалось наказанием. Апостол Павел говорит о том, что христиане, приемля наказание в этой жизни, не должны считать, что Отец Небесный не любит их, но Он, напротив, любит и воспитывает, подобно заботливому отцу земному: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:7-8).

Евангелие сегодня нам также говорит о труде ради Царствия Небесного. Мы слышим притчу Господа о том, как некий господин нанимал себе работников на виноградники. Вышел он в первый час дня, по-нашему времени в шесть утра, и увидел на площади городской людей, которые нанимались на работу. Господин нанял их, предложив за работу достойную плату по динарию на день. А потом пришел и в третий час, и в шестой, нанимая работников, а потом уже и в одиннадцатый час, то есть в пять часов вечера, пришел и увидел там людей, которых никто не нанял и им дал работу. Когда же господин начал расплачиваться с работниками, то всем дал по динарию и начал с тех, кого нанял последними. Утренние же работники возмутились: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:12). Господин же ответил одному из них: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу?» (Мф. 20:13-15). Этой притчей Спаситель утешает тех, кто скорбит оттого, что поздно пришел поработать Богу. Те, кто ослаб и отступил от поста или не постился вовсе и от этого унывают, пусть не боятся и приступают к постному подвигу сейчас, потому что Господь одинаково воздает и тем, кто работал с первого часа, и приступившим к работе лишь в одиннадцатом часу.

Нынешнее Евангелие связано и с памятью сорока Севастийских мучеников. Мы помним из их жития, как один из воинов, пребывавших в холодном озере, не выдержал и выскочил из озера, чтобы согреться в стоящей на берегу согретой бане и, как он думал, спасти себе этим жизнь, но, сбежав и потеряв укрепляющую силу Божию, там и скончался. А вот один из воинов, стороживших замерзающих мучеников, увидел спускающиеся с неба венцы. Он, вдохновленный этим видением, сбросил с себя одежду и бросился в озеро, чтобы тоже удостоиться мученического венца. Этот воин стал воистину тем, кто пришел в одиннадцатый час, но удостоившийся той же награды, что и остальные тридцать девять мучеников. То есть Церковь призывает нас не отчаиваться, потому что пока мы живы, можем исправить свою жизнь и прийти поработать Богу».

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма. 

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление 40 мученикам. После чего верующие пропели величание. 

Проповедь архиепископа Юстиниана

Из истории Церкви мы знаем, что христианство в первую очередь больше распространялось в городах, нежели в селах, а в городах часто принимали крещение и становились почитателями единого истинного Бога именно воины. Видимо, из-за того, что их профессия была сопряжена с риском для жизни, они искали себе помощи и защиты, для того чтобы выжить в военных походах того времени. То есть, по сравнению с теми, кто живет безбедно и безопасно, сердце воина скорее готово  услышать о Боге, любящем и милующем его. Поэтому стало общераспространённой традицией обращаться к ним, называя христолюбивым воинством. 

Мы понимаем, что и в настоящее время люди, носящие военную форму,   искренне молятся Богу. Во время смертельной опасности , думаю я,  нет неверующих людей. Помоги, Господи, и даруй им, чтобы молитва, которой благословили  их матери, провожая на   военную  службу сохранила им жизнь и здравие, чтобы сердца их не ожесточились.  Молимся и о том, чтобы, вернувшись к мирной жизни, они и дальше бы не забыли Бога и Церковь, потому что одному, без Церкви, очень трудно нести подвиг ради Христа. Дорогие, обратимся к Богу с усердной молитвой,  чтобы Он сохранил и воинов, и тех мирных жителей, которые невольно оказались в местах боевых действий. 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.