Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

2 апреля 2022 года, в поминальную субботу, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
В завершении Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил заупокойную литию.
По окончании архиепископ Юстиниан обратился со словом проповеди к собравшимся.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Великий пост в древности был тем особым временем, когда люди, желающие креститься, готовились к принятию этого великого Таинства. На протяжении Святой Четыредесятницы в крупных храмах собирались оглашенные, то есть те люди, имена которых огласили, сделали известными Церкви, потому что не каждого человека крестили. Церковь избирала лучших и достойных. Крещение становилось радостным событием для всей христианской общины, а не оставалось внутрисемейным делом. Церковь старалась принимать тех людей, которые знали Священное Писание, догматы веры, которые вели благочестивую жизнь. Перед подготовкой к принятию таинства имена таких людей придавали огласке, чтобы, в случае если у кого есть какие-либо претензии, им можно было сказать об исправлении жизни или вообще отказать в крещении. К сожалению, мы сейчас забыли эти традиции, крещение свелось к частному делу семьи, мы утратили ту глубину духовной жизни, которой жила раньше Церковь. Вспоминать же об этом необходимо, чтобы взгревать в себе духовное рвение и стремиться хоть немного быть похожими на христиан первых веков. 

Начиная с середины Великого поста Устав вводит в особые прошения за богослужением о готовящихся ко святому Просвещению, то есть о тех, кто хочет принять крещение. Поэтому и чтения из Священного Писания сейчас носят несколько смыслов. Да, те чтения из Апостола и Евангелия всегда читаются во время родительских суббот, но в них есть и слова для тех, кто готовится ко крещению, о смысле этого Таинства. Апостол Павел говорит: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:47) и дальше: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50). Эта мысль была новой для иудеев, которые мыслили Царство Божие как земное царство, уготованное для них по праву рождения, потому что они чада по плоти и крови богоизбранного еврейского народа. Апостол Павел же прямо заявляет, что плоть и кровь Царства Божия не наследуют, а наследует его тот, кто приобщиться к Небесному Человеку – Христу. То есть ты можешь родиться иудеем, но Царства Божия не наследуешь, а наследуют его другие, те, кто принял веру в Господа Иисуса Христа и крестился в Его смерть и тридневное Воскресение. 

Как Христос три дня был во гробе, так и мы крестимся троекратным погружением в воду. Апостол Павел говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). То есть каждый крестившийся в Господа Иисуса Христа приобщился Небесного Адама, Небесного человека. И мы с дерзновением верим, что наследуем Царствие Божие, которое открыто нам Крестным подвигом Спасителя. 

Как видите, смысл сегодняшнего чтения из Апостола важен как для готовящихся принять Таинство крещения, так и нам, тем кто уже крещен, но забыл о значении этого Таинства в нашей христианской жизни. Не нужно забывать и о том, что это чтение относится и к родительской субботе, потому что родные наши, которые были крещены, но, как всякий человек, могли белые одежды своего крещения запятнать грехами своими, ждут наших молитв, чтобы по молитве Церкви наследовали радостную участь в Царствии Небесном. 

Я почитаю наших усопших сродников блаженными, то есть радостными, потому что мы стараемся их поминать в наших молитвах и тем самым приносим им радость освобождения от грехов. Они войдут в чистоту в радость Царствия Божия по силе Крестной жертвы Господа, по непрекращающейся нашей молитве за них . А вот будет  ли кому помолиться за нас? Это зависит от того, воспитаем ли мы своих детей и внуков в вере, объясним ли то, что если они нас подлинно любят, то не должны прекращать молитвы за нас после нашего отхода в мир иной. Дай, Господи, чтобы и о нас, совершающих молитвы о наших усопших сродниках, было кому молитвенно воздохнуть после нашей кончины!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *