Архиепископ Юстиниан рассказал журналистам о принесении в Калмыкию мощей преподобного Сергия

В студии ГТРК «Калмыкия» состоялась запись интервью архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, посвящённого принесению в Калмыкию ковчега с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского.
Правящий архиерей рассказал о подготовке к встрече святыни, которая будет находиться в республике 15-16 августа.
Архипастырь также ответил на вопросы о значении почитания преподобного Сергия, его духовном, культурном и политическом наследии и о запланированных в ходе пребывания мощей богослужениях.

https://vesti-kalmykia.ru/news/vsya-ego-zhizn-obrazec-sluzheniya-bogu-otechestvu-i-narodu

Текстовая версия интервью архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана ведущей ГТРК «Калмыкия» Ялман Каджаевой, посвященное принесению в Калмыкию ковчега с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского 15-16 августа 2022 года. 

Ведущий: Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Владыка, здравствуйте.

Архиепископ Юстиниан: Добрый день. Здравствуйте.

Ведущий: Сегодня у нас есть хороший повод для встречи. Как стало известно, 15 и 16 августа по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калмыкию доставят ковчег с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского.

Архиепископ Юстиниан: Да, это будет радостным событием для всех нас. В этом году исполняется 600 лет со дня прославления преподобного Сергия Радонежского, со времени обретения его святых мощей. Это событие будет широко отмечаться в России и православными за рубежом, потому что имя преподобного Сергия имеет мировую известность. Поэтому мы хотим, чтобы праздник принесения мощей прошел, застав нас максимально подготовленными, радостными, чтобы общение с этой святыней принесло нам большую пользу. 

Ведущий: Владыко, скажите, какого значение преподобного Сергия Радонежского для современной России?

Архиепископ Юстиниан: Для того, чтобы оценить его значение для нас, необходимо вспомнить основные вехи жизни и служения преподобного Сергия. Он родился, как известно из жития, составленного его учеником преподобным Епифанием, в начале XIV века близ города Ростов Великий, который сейчас находится в Ярославской области. Этот город отличался от других городов и княжеств Русской земли того времени тем, что он имел лучшие, более мирные отношения с Золотой Ордой, поэтому жизнь духовная и культурная там не только сохранялась, но и развивалась. Мы знаем о том, что в это время в Ростове была библиотека, существовало несколько школ, там говорили не только на славянском языке, но и на греческом. То есть Ростов был средоточием духовности и культуры. Там и рождается отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий. Учиться ему было сложно. По Промыслу Божию, грамотность ему давалась с большим трудом, по сравнению с его братьями. Варфоломей был средним сыном между старшим Стефаном и младшим Петром. Братья хорошо постигали азбуку, а он не мог. Известно, что после скорби, молитв, после того как юный Варфоломей претерпел укоризны, состоялась встреча его с неким старцем. Мы можем лицезреть это событие на известном полотне художника Михаила Нестерова, которое так и называется: «Видение отроку Варфоломею». Этот старец дал ему часть просфоры, вкусив от которой, отрок почувствовал, что он готов читать. С тех пор дело его образования стало проходить очень быстро. Исследователи считают, что преподобный Сергий говорил и на греческом языке, потому что в нем чувствуется начитанность в святоотеческой литературе, которой было немного на славянском языке в то время. 

Из Ростова семье преподобного пришлось переехать в другой город. Это произошло  из-за действий Москвы, которая поставила в Ростове своего жесткого наместника, притеснявшего местных  бояр. Скорее всего, не по своей воле семья преподобного Сергия была переселена в небольшой городок Радонеж. По имени этого города преподобного Сергия и стали называть Радонежским. 

Для нас интересно, что преподобный Сергий по своей матери с большой вероятностью мог иметь монгольское происхождение, потому что в Ростове тогда была большая монгольская община. Преподобный Епифаний, автор жития, подробно перечислил членов семьи преподобного Сергия, которые переселялись из Ростова в Радонеж. Среди них есть имена явно монгольского происхождения. Поэтому сложилось мнение, что  Мария, мать преподобного, могла быть  монголкой. Удивительно, что преподобный Сергий, известный, благодаря русской эмиграции, всему миру, благословивший Димитрия Донского на битву против Мамая, сам может иметь монгольские корни.

Хочу обратить ваше внимание, что Мамай не был законным ханом Золотой Орды. Он был узурпатором власти. Поэтому Димитрий и его соратники чувствовали, что должны быть в союзе с законным наследником, которым был Тохтамыш. А Мамай, опираясь на Литву, враждовавшую против Руси, и на финансы генуэзских купцов из Крыма, искал себе союзников, за что он был готов отдать  русские земли. Известно, что Мамай пообещал генуэзским купцам право вести торговлю русской пушниной без пошлин, а это было основной статьей дохода государства. Однако преподобный Сергий не столько радел об экономических интересах, сколько о чистоте православия, поэтому и говорил, что генуэзсцев нельзя пускать на Русь, потому что они раскольники, духовные чада Папы Римского – это будет большим грехом.

Князь Димитрий Донской нашел себе союзников , ведь военные действия нуждаются в средствах, среди  купцов из того же Судака, по-славянски Сурожа, от чего их называли сурожанами, но  которые были  по своему происхождению православными греками и русскими, а не католиками. Такие названия районов в Москве как Саларьево, Ховрино, Тропарево, имеют своим происхождением фамилии этих купцов-сурожан, которые помогали Димитрию, давали ему деньги. Да, они на Руси получали  хорошие доходы, но полученные деньги не отправляли за тридевять земель, а вкладывали в Русь, в Москву. Это то, о чем сейчас говорит наш президент: хотите зарабатывать деньги в России – зарабатывайте, но старайтесь здесь и вкладывать их в развитие.

Смотрите, как события прошлого пересекаются с реалиями нашего сегодняшнего дня. То есть преподобный Сергий велик – для православных людей как святой человек, для политических деятелей как тот, кто может научить дальновидности, для учащихся как небесный покровитель. Знаменательно, что такое всему миру известное  культурное явление как икона Троицы Андрея Рублева появилось,  благодаря духовному вдохновению преподобного Сергия Радонежского, потому что Андрей Рублев был его прямым учеником. Вот отчего значение преподобного Сергия велико  не только в прошлом нашей страны, это наше настоящее, потому что у него мы можем и сегодня учиться и получать духовные плоды.

Ведущий: Есть ли связь у преподобного Сергия и Калмыкии?

Архиепископ Юстиниан: Я думаю, что есть. Как я уже говорил, в Ростове начала 14- го постоянно проживала большая монгольская община, а калмыки, это народ монгольского происхождения. Известен также такой удивительный исторический  случай. За несколько десятилетий до рождения преподобного Сергия племянник хана Берке царевич Даир Кайдагул,  правнук Чингисхана, прибыл в Ростов Великий, принял крещение с именем Петр и, женившись, остался там жить. Петр на берегу озера Неро основал храм и монастырь в честь явившихся ему Апостолов Петра и Павла. В этой обители  по  обычаю того времени, достигнув старости, Пётр принял монашество и был погребён в этом монастыре, и  который получил имя Петровского. За свою праведную жизнь полюбившийся ростовчанам Пётр вскоре после своей смерти стал почитаться как святой, как защитник града Ростова. Его почитание стало распространяться по другим областям Руси, достигло и до Москвы.   Так изображение  Преподобного имеется даже в Архангельском соборе Московского Кремля, усыпальнице великих князей и царей Русского государства. Как видим,  благоговение перед памятью преподобного Петра, царевича Ордынского сложилось в Русской Православной Церкви издревле. Днём чествования святого Петра является 13 июля, то есть, на следующий день после праздника Апостолов Петра и Павла.

Ведущий: Давайте вернемся к событию, которое пройдет в середине августа, к принесению ковчега с частицей мощей преподобного Сергия. Какого его духовное значение?

Архиепископ Юстиниан: Очень часто звучат слова, которые приписывают преподобному Сергию: «Единением спасемся». Насколько я знаю, конкретно эту фразу преподобный не произносил, но все, что он делал , безусловно, призывало к единению. В первую очередь он, как человек верующий, понимал необходимость единения человека и Бога. Вот почему в молодые годы, похоронив своих родителей, исполнив перед ними свой сыновний долг, он идет в пустынное место и начинает в посте, молитве и трудах приобщаться к Богу. Даже его старший брат, уже монах в то время, не выдержал этого сурового жития и оставил преподобного одного в лесу, где была небольшая келья, в которой он жил, и маленький храм. И храм был очень символично посвящен Святой Троице. Божественная жизнь Пресвятой Троицы удивляет и ужасает нас, потому что мы, христиане, верим во единого Бога, но вместе с тем различаем в Нем Отца, Сына и Святого Духа – три Лица, не подчиняющихся Одно Другому, но объединенных настолько Божественной Любовью, Волей, Хотением, что мы исповедуем Троицу не как трех различных божеств, но одного Бога. Преподобный Сергий видел, как люди страдают от разделений, вражды. Часто князья, враждовавшие  между собой, со своими  дружинами  приходили  в другие  княжества, грабили  и убивали, угоняли  людей в рабство. Преподобный же хотел иметь в себе дух мирен, хотел почувствовать то, ради чего живет человек. Он хотел укрепить свою душу в общении с Богом. Когда это произошло, то на его свет стали приходить ученики, как в Евангелии сказано: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15). Преподобный Сергий стал такой свечей и на его свет стали собираться ученики – так возник монастырь. Он думал жить один, но вокруг него образовалась обитель, которая стала впоследствии знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.

Преподобный Сергий искал единения для себя как человека. Ведь и мы видим в себе, что думаем одно, чувствуем другое, а делаем третье. Он стремился к тому, чтобы человек был целостным, чтобы в нем было единство мысли, переживания, единство слова и дела. Вот к чему звал преподобный Сергий – к единству внутреннему, к единству с Богом и конечно же к единству между людьми.

Очень часто сейчас политические деятели цитируют преподобного Сергия, но они замечают  только «вершки» и не хотят понять, что единство начинается с единения  человека и Бога. По моему мнению, когда все будут стремится к духовной чистоте единому центру, к Богу,  то тогда они будут становиться ближе и друг ко другу.  А если ты полон  внутренних страстей, то  единства не будет, наверное, могут быть  только временные союзы. А  Преподобный Сергий зовет нас к подлинному единству между собою.

Ведущий: На территории Калмыкии проживают представители разных народов, разных религий. Только ли православным можно приходить к мощам?

Архиепископ Юстиниан: По своему опыту жизни и служения в Калмыкии я знаю , что у нас, представителей традиционных религий, сложились  добрые отношения, когда мы взаимно уважаем друг друга и чествуем праздники и знаменательные события. Поэтому, когда  в православные храмы приносят святыни, то и для буддистов , и для мусульман двери всегда открыты. Конечно же я не вижу какой-то причины и в этот раз, чтобы что- то изменилось.Преподобный Сергий для всех людей близок, ясен и понятен, поэтому мы всех ждем с большой любовью.

Ведущий: Мощи прибудут в Калмыкию в середине августа. Буквально через две недели начнется новый учебный год. Можно ли прийти родителям с детьми и получить благословение на учебу?

Архиепископ Юстиниан: Конечно. Ведь есть такая краткая формула успеха и для трудящегося, и для учащегося: «Трудись и молись». То есть не будь ленивым, не искушай Бога, говоря, что я не буду трудиться, а буду молиться и после моей молитвы Бог мне даст. Нет, нужно трудиться, но и к своим трудам необходимо присоединять обращение к Богу, чтобы Господь благословил успехом твои труды, твою учебу. Особенно помня о том, как трудно в отрочестве давалось постижение грамоты преподобному Сергию, мы зовем и родителей, и самих учащихся, чтобы они пришли, потому что они могут обратиться к Игумену земли Русской: «Преподобный отче Сергие, тебе было трудно в учебе, но ты освоил преподаваемое тебе учение и впоследствии удивил  всех своей грамотностью, помоги и нам в нашем труде, в нашей учебе! ». 

Ведущий: Владыка, что бы Вы хотели пожелать в завершении нашей беседы нашим телезрителям?

Архиепископ Юстиниан: В нынешнее время начинают опять говорить о том, что мы вошли в период больших испытаний и я не буду отвергать это. Хотя, какие времена легкие? Для каждого поколения свои трудности. Поэтому я пожелаю следующее: молодости души. В Организации Объединенных Наций, когда обсуждали проблему старости, то нужно было дать определение того, кто является стариком. Оказалось, что по опыту разных стран, разных социальных групп, ощущение старости  приходило  в различное  возрастное время. Тогда ушли от того, чтобы определять, с какого периода жизни начинается старость. Не в годах стали определять наступление старости, а стали говорить о том, что если человеку трудно ориентироваться в меняющихся условиях жизни,  если что-то новое приходящее в его жизнь он воспринимает с трудом, становится беззащитным, то это и является признаком старости. Поэтому я хочу пожелать жителям Калмыкии многих лет жизни, обилия физических и духовных сил, а также молодости души. Тогда мы будем способны в 60, и в 70 лет,  и в большее количество лет преодолевать различные трудности. Всем желаю  не бояться будущего, увереннее смотреть  в него и , сохраняя молодость души, по молитвам преподобного Сергия успешно побеждать все проблемы . Все у нас будет хорошо.

Ведущий:Владыка, спасибо за сегодняшнюю беседу. Надеюсь, что нашим зрителям было интересно и познавательно.

Архиепископ Юстиниан: И я надеюсь на это , очень надеюсь. Благодарю за наше общение.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.