В день памяти пророка Илии архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

2 августа 2022 года, в день памяти пророка Илии, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия архиепископ Юстиниан обратился с проповедью: «В сегодняшних чтениях из Послания апостола Иакова и Евангелия от Луки мы слышим имя пророка Божия Илии и это не случайно, потому что ныне день чествования сего удивительного и таинственного праведника. 

Евангелист Лука приводит слова Господа, Который объясняет Своим землякам, почему Он совершает чудеса в Капернауме, а на родине Своей совершить не может. Капернаум во времена земной жизни Господа Иисуса был большим и славным  городом, заселенным не только иудеями, но и язычниками. То есть среди чужих людей  Он чудеса совершает, а среди собратьев по крови не может. Тогда Иисус объясняет им на примере пророка Илии: «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4:25-26). Для Его слушателей было очевидно сравнение: Сарепта Сидонская была финикийским городом на берегу Средиземного моря, и вдовица из него, которую избрал Илия пророк, чтобы два года жить у нее, была не иудейкой. Она из последних запасов муки и масла печет ему хлеб по его повелению и в ее доме больше не заканчивается мука и масло, пока он живет в доме этой вдовицы. 

Когда у сарептской вдовы умер единственный сын, она стала укорять Илию, говоря: «Что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» (3Цар. 17:18). Тогда пророк, молится и воскрешает его. Он совершает все это для язычницы!

И далее продолжает Иисус, приводя в пример Елисея, ученика и преемника Илии: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:27). Он был болен проказой, а Елисей повелел этому чужеземцу: «Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист» (4Цар. 5:10). Нееман послушал пророка, поверил ему, и получил исцеление. 

Эти примеры говорят о том, что наше происхождение само по себе не приближает нас к Богу. А иудеи считали, что на них должны постоянно снисходить милости Божии, потому что они принадлежат к народу Израиля, что благословение Божие должно быть на них по факту рождения иудеем. Иногда и у нас, христиан, возникает подобная привычка – мы, часто приходящие в храм, начинаем относиться к Богу с чувством, что Он обязан нам только потому, что мы христиане. Спаситель же говорит нам через страницы Евангелия о том, что если не будет у нас живой веры в Него, доверия к Нему, то не сможет Он совершить необходимых нам чудес, несмотря на наше христианское происхождение».

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление и прочитал молитву пророку Божию Илии.
В завершении Архипастырь поздравил именинников, носящих имя поминаемого святого с днём тезоименитства.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Мы слышим на утреннем богослужении в воскресенье  ирмос канона: «Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси» (Канон Воскресный, глас 6, ирмос 8 песни). В этом тексте вспоминается роса, которая снизошла к отрокам-иудеям, не захотевшим кланяться воздвигнутому царем Навуходоносором идолу. За это, как нелояльные власти, они были брошены в раскаленную печь и там остались невредимыми, потому что явившийся ангел охладил печь, и отроки были в ней как в росе пребывали, нисколько не пострадав.
А далее в тексте ирмоса вспоминается пророк Илия, который должен был дать некое знамение, чтобы царь перестал покланяться языческим богам,  и народ израильский вспомнил бы о том, что он народ Божий, народ избранный. Для того, чтобы вразумить толпу нужно было совершить чудо. Многочисленным жрецам Ваала было предложено принести жертву их божеству, но не внося огня на жертвенный костер, чтобы сам Ваал разжег пламя. Жрецы громко просили помощи у Ваала, чтобы он принял их жертву, однако время шло, но огонь не появлялся. Они, боясь за свою жизнь, потому что время было жестокое и их бы убили, если они не смогут доказать преимущество своей веры, еще громче возопили Ваалу, стали резать себя в исступлении, чтобы их божество снизошло до них, а Илия насмехался над ними: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется» (3Цар. 18:27). 

После них пророк Илия также составил костер, положил жертву на него, на эту жертву стали поливать обильно воду, вырыли ров вокруг костра и тоже заполнили водой. Илия встал на колени и стал взывать к Богу: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]» (3Цар. 18:36-37). Тогда Бог попалил жертву, принял ее и сгорел костер вместе с жертвенным животным  там положенным, и вода вся высохла без остатка. Вот об этом напоминает нам церковное песнопение. 

Для самого пророка Илии Господь преподал некое научение. Когда праведник находился в бегах от царя, который хотел его убить, он достиг Синая. Там было слово Господне ему: «Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3Цар. 19:11-12). Таким  было пророку явление Господне, чтобы Илия знал, что Бог совершает и великие и грозные чудеса для других людей, для укрепления их веры, а для него, пророка Божия, и других искренних людей, любящих Бога, Он говорит не языком страшных явлений, а языком как бы тихого  дуновения   ветра, потому что Он «есть любовь» (1Ин. 4:8).
Дай, Господи и нам лично, и Отечеству  нашему, и всему миру  стараться  слышать Твой тихий голос любви, чтобы не было нужды  посещать нас страшными и грозными знамениями!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.