Явление Спасителя во граде Элисте 

11 сентября 1946 года, в день памяти усекновения главы Иоанна Предтечи, священник и прихожане Крестовоздвиженской церкви города Элисты стали свидетелями явления Господа Иисуса Христа.

Явление произошло во время чтения Евангелия за Божественной Литургией. По церковному уставу читалось 24-е зачало от Марка с рассказом об усекновении главы Иоанна Предтечи. Верующие увидели Спасителя в священническом облачении: поверх хитона и гиматия надета епитрахиль, на воздетых в благословении руках – поручи. Рядом с Иисусом Христом была видна глава Иоанна Крестителя так, как ее обычно изображают на иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи».

Икона «Явление Господа Иисуса Христа молящимся во граде Элисте»

Икона «Явление Господа Иисуса Христа молящимся во граде Элисте»

Явление Спасителя за Божественной Литургией в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи было чудом, память о котором необходимо сохранить, считали элистинцы. Это было непросто, так как официально государство было атеистическим. Открытые церкви в других населенных пунктах Калмыкии закрывались одна за другой. Такая участь постигла, например, села Вознесеновку и Троицкое, где возрожденная во время войны приходская жизнь опять была разрушена.

Чтобы передать следующим поколениям рассказ о чуде явления Спасителя, верующие решили написать икону, на которой будет изображено это событие. Несмотря на материальные трудности и всеобщую нужду, сразу начался сбор средств на создание образа. Очевидец чуда, благочестивый прихожанин Семен Тимофеевич Бондаренко (1878-1959), житель села Троицкое, направился в Ставрополь с поручением найти иконописца. Как рассказывала его дочь Елена Семеновна Алехина (1928-1999), он сам вызвался идти, а также вложил в подготовку дела значительную часть своих личных сбережений.

Семен Тимофеевич оказался в калмыцкой степи в 1928 году. Он родился и жил в селе Апанасенковское Ставропольского края. В период «раскулачивания», спасая свою семью, Семен Тимофеевич был вынужден покинуть родное село и поселиться на небольшом хуторе примерно в десяти километрах восточнее села Троицкое. С 1936 года по требованию властей семья Бондаренко переселились в Троицкое. Семен Тимофеевич регулярно посещал богослужения. После закрытия храма в Троицком он стал прихожанином элистинской церкви. В селе сохранился небольшой саманный дом, построенный руками этого благочестивого христианина. В нем жила его большая семья: супруга Мария с семью детьми, и двое детей от первой почившей жены.

Оправляясь в Ставрополь на поиски художника, Семен Тимофеевич полагался на Божью помощь. Его труды увенчались успехом: он нашел иконописца, который согласился сделать изображение по подробному описанию свидетелей. Образ, размером 120х60 см был создан на холсте с использованием масляных красок. По воспоминаниям внучки Екатерины Терентьевны Нефедовой, ее дедушка, когда увидел готовую работу, воскликнул: «Ты как будто бы был там во время явления!» Икону Степан Бондаренко доставил в Элисту весной 1947 года. Ее встречали как чудотворную. О благоговейном отношении говорит и тот факт, что многие годы хранился как святыня небольшой мешок, в котором полотно несли из Ставрополя в Элисту. Считается, что икону именно несли, Семен Тимофеевич доставил ее пешком, а не на транспорте. Икона была без рамы и собрана в свиток. Возможно, такой способ помог избежать неприятностей по дороге.

Отношение верующих

Прихожане храма восприняли явление Господа Иисуса Христа, как знак Божьего благословения и поддержки, укрепилась их надежда на благополучное преодоление постигших испытаний. Действительно, в скором времени даже у самых бедных жителей появился хлеб. О первом испеченном хлебе после многолетнего перерыва рассказывала правнучка одного из основателей города Элисты Зоя Яковлевна Калюжная (+2004 г.). Она, в тот момент 14-летняя девочка, несколько раз открывала и закрывала дверь шкафа со свежеиспеченным хлебом, как бы желая убедиться, что это не сон. Это было как чудо.

Чудесным стало возвращение калмыцкого народа, совершившееся через несколько лет после явления Спасителя. Переселенцы вернулись на малую Родину после долгих лет изгнания. Многие не верили, что это будет возможным, но Промыслом Божьим справедливость восторжествовала.

Крестовоздвиженская церковь Элисты

Чудом стало и то, что Крестовоздвиженская церковь Элисты осталась действующей во все года советской власти. Печально известные хрущевские гонения прошли стороной. Храм в Элисте был открыт. Его посещали верующие из разных населенных пунктов Калмыкии, Ростовской области и Ставропольского края. В течении всей послевоенной эпохи Крестовоздвиженская церковь была живым источником благодати для тысяч людей.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.