В праздник Успения Пресвятой Богородицы архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

28 августа 2022 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма.

На богослужении присутствовала специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по г. Москве Марина Белогубова, находящаяся в Элисте по приглашению Правящего архиерея.

После чтения Евангелия владыка Юстиниан обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Церковный Устав ныне дает нам сочетание чтений и богослужебных гимнов в честь Воскресения Христова и Успения Пречистой Девы. Я хочу обратить ваше внимание на отрывок из Евангелия, который относится к Воскресному дню, потому что он весьма полезен для нас. Господь говорит со Своими учениками и слушателями притчами, то есть приводя в пример те события, которые случались часто, поэтому известны и понятны всем. Он рассказывает о некоем человеке, который не может отдать долг свой и по законам того времени он должен отдать все свое имение, а сам попасть в рабство вместе с женой и детьми, чтобы уплатить долг. Этот несчастный взмолился перед господином: «Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф. 18:26). Ему прощают этот долг и дают возможность жить свободно, трудиться. Он радостный выходит и начинает собирать тех людей, которые были должны уже ему. Так получается, что его должники также не могут возместить ему долг, поэтому он отдает их в долговую тюрьму, чтобы получить деньги. Весть об этом доходит до того господина, который простил долг. Он призывает этого человека, получившего милость и не оказавшего ее другим. Господин спрашивает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?» (Мф. 18:32-33). 

Мы понимаем, что эту притчу Господь говорит нам, потому что мы имеем многих, кто досадил нам или должен. Однако, Спаситель указывает, что каждый является должником Великого Господина – Бога. Разве Он не терпит нас? Разве не ищет малейшего повода простить нас? Если хочешь, чтобы Господь прощал тебя, находи силы прощать тех, кто виноват перед тобой. Не будешь милостив к другим – не получишь милости от Бога. Об этом говорит нам нынешняя притча. Сегодня, подходя к Плащанице Божией Матери, прося Ее о заступничестве перед Сыном Своим, молимся и о том, чтобы Господь, по ходатайству Пречистой Девы, даровал нам силы простить тех, кто виноват перед нами и быть милостивым к ним. Если будем прощать должникам нашим, то и сами, должники пред Богом, получим прощение, по молитвам Пресвятой Богородицы».


По заамвонной молитве Архипастырь вместе с сослужащим духовенством совершил величание Пресвятой Богородице.По окончании богослужения архиепископ Юстиниан поздравил верующих с праздником Успения Божией Матери и совершил молебен об учащихся. Архипастырь прочитал молитву «О начинающих учение» и окропил собравшихся школьников и студентов святой водой. Священнослужители вручили детям закладки с изображением преподобного Сергия Радонежского.

В завершении Владыка наградил Марину Белогубову Епархиальной грамотой и вручил ей на память икону «Явление Господа Иисуса Христа в Элисте» в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы и за поддержку просветительской и социальной деятельности Элистинской и Калмыцкой епархии.

Проповедь архиепископа Юстиниана

В сей день торжества преставления от земли на Небо Пречистой Девы Марии, в день праздника Ее Успения, мы вспоминаем скорби, которые посещали Божью Матерь. Конечно, то, что мы знаем из Священного Писания и Священного Предания о страданиях, которые переживала в сердце Своем Пресвятая Дева – это только малая часть того, что Она пережила после Своих слов, которые обратила к архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). 

Вместе  со спасительной миссией быть Матерью по человечеству Сына Божия, пришли в Ее жизнь многие скорби, а непонимание, осуждение продолжалось всю земную жизнь  Пречистой Девы Марии, даже после Распятия и Воскресения Ее Сына. 

Особо сердце Богородицы страдало, когда род людской, получивший великие благодеяния и чудеса от Ее Сына, оказался неблагодарным: апостолы разбежались, все те, кого Он исцелял и кормил в страхе спрятались. Она же сопровождала Спасителя на Голгофу и была с Ним до конца. И Господь первой Ее утешает радостной вестью о Своем Воскресении. А далее Божия Матерь видит, как множество людей приходит в Церковь, как просят рассказать о Сыне Ее. Можно представить, как для Нее это было трудно – мы знаем, как духовники изнемогают от множества приходящих к ним людей, какие очереди выстраиваются у келий духоносных старцев, также и множество людей приходило к Богородице при Ее земной жизни, желая прикоснуться к живому Евангелию, услышать от Нее о Спасителе. Всякий, кто общался с Ней, не столько от слов, сколько от силы, исходящей от Нее, вразумлялся и становился духовным чадом Ее. 

Когда начались гонения на Церковь Христову в Иерусалиме, апостол Иоанн Богослов увозит Пречистую Деву в Малую Азию в богатый город Эфес, чтобы спасти от возможной мученической кончины. Там он находит одинокую хижину в лесу за городом, удаленную от суеты, и сам, чтобы иметь пропитание для Богородицы, устраивается на тяжелую работу истопником в местную баню. Однако, когда гонения утихли, Божия Матерь стремится вернуться в родную Палестину, в священный город Иерусалим. Там Она продолжает назидать Церковь Сына Своего, собирать и умножать ее. 

Мы знаем, когда похоронная процессия с телом Богородицы шла по улицам Иерусалима, некий человек по имени Афоний  настолько воспылал ненавистью к христианам и Деве Марии, то хотел опрокинуть носилки с телом Божией Матери. То есть так сильна была ненависть к Пречистой Деве, что человек, даже не боясь ритуального осквернения, которым у иудеев считалось прикосновение к покойному, бросился, чтобы опрокинуть Ее носилки, чтобы и после смерти подвергнуть поруганию и осмеянию. В этом безумном жесте ярко представлено  все отношение грешного мира к Пресвятой Богородице, к Ее Сыну, к Церкви Христовой. 

Мы же хотим быть духовными чадами Церкви и Пречистой Девы. Святейший Патриарх Алексий искренне верил и говорил, что Русской Церковью духовно управляет Богородица. Он всегда, как Первоиерарх Русской Церкви, молился Божией Матери о том, чтобы Она вела к Царствию Небесному корабль Церкви Христовой. Так и мы ныне молимся: «Пресвятая Дева Богородице, не остави нас и спаси нас».

Поздравляю вас с праздником Успения Божией Матери. Успение – это слово означает «засыпание». То есть Церковь не могла назвать кончину Богородицы смертью, но назвала успением, неким сном, от которого Пресвятая Дева очень скоро была пробуждена Сыном Своим. Поэтому мы видим на праздничной иконе Успения изображённого  Господа Иисуса Христа, стоящего за телом Богородицы, держащего на руках спелененную душу Ее в виде младенца. То есть Спаситель не позволил силам зла объять, попытаться искусить душу Божией Матери после Ее смерти, но Сам принял Ее в Свои объятья. И мы верим, что Пречистая Дева не только душой Своей, но и телом вошла в Небесные селения. Не оставил Господь тело Богородицы на земле. Та, Которая стала источником Жизни, не могла стать добычей тления и смерти. Та, Которая дала Сыну Божию плоть, вошла вместе с Ним в Царствие Небесное. Теперь Она имеет великое дерзновение, как Мать перед Сыном, молиться за тех, кто искренне любит Ее и обращается к Ней за помощью. 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.