Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

25 сентября 2022 года, в в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

После Евангелия Архипастырь дал толкование читавшемуся за богослужением отрывку: «Сегодня к богослужебным текстам Воскресного дня, малой Пасхи, прибавляются и слова, готовящие нас к празднику Всемирного Воздвижения Креста Господня. Поэтому ныне Апостольское и Евангельское чтения говорили нам о Кресте. Для иудеев знание Священного Писания было нормой жизни, из-за этого Господь, обращаясь к ним, подготавливая к Своей Крестной смерти, напоминает о событиях исхода евреев из Египта. 

Иудеи тогда оказались в месте, где водилось много ядовитых змей. Моисей повелел изготовить изображение медного змея и поднять его высоко на столб. Для евреев того времени было привычным относиться к изображению змия с трепетом, потому что в Египетском царстве змий был символом мудрости, царственности, потому что они, проживая среди язычников, привыкли к тем формам богопочитания, которые были приняты среди них. Господь, зная то, как они мыслят, дает им силу посредством привычного для них изображения. И те, кто с доверием отнесся к повелению Божию, которое передал Моисей, прошли через это губительное место, оставшись живыми и здоровыми.

Спаситель напоминает об этом событии иудеям потому, что Он Сам должен будет вознесен на Крест. Однако, для жителей Римской империи казнь на кресте была не только мучительной, но и позорной, ибо они различали  виды смерти, и крест считался уделом рабов. Господь же говорит о том, что, как иудеи, поверившие Моисею, остались живы и невредимы, так и тот, кто сумеет не соблазниться, увидев Его на Кресте, кто понимает, что Он добровольно принял такую смерть за людей Своих, будет спасен, ибо «должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14-15). 

Мы находимся во днях преддверия праздника Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня и Церковь готовит нас к пониманию этого великого дня, чтобы мы осознавали, почему четвероконечное знамение Креста Господня так дорого для нас – это не знак поражения, но знак победы Христа, символ Божественной любви к человеку, который вдохновляет каждого верующего христианина во все дни жизни его. С Крестом идем мы по жизни, Крест будет, надеемся, стоять и над могилами нашими, потому что знамение Креста есть благословение в жизни этой и в вечной жизни, после исхода души нашей.

О том, что Крестом должно хвалиться очень красноречиво говорит апостол Павел в своем послании к Галатам, которое мы сегодня читаем. Павлу приходилось много писать к христианским общинам, которые он основал, поэтому он поступал так, как многие в то время: апостол диктовал писцу, а потом мог написать в заключение своё имя , чтобы подтвердить авторство. Но в этом послании он говорит: «Видите, как много написал я вам своею рукою» (Гал. 6:11). То есть он подчеркивает, что все написанное очень важно, чтобы никто не сомневался в подлинности его авторства. Говорил же он о том, что должно хвалиться только Крестом Христовым, потому что от него жизнь и благословение. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. <…> ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:14,17). Так и мы не будем стесняться Креста, но будем бесстрашно осенять себя Крестным знамением не стыдясь Христа, ибо это знамя Божественной победы и Божественной любви к нам».

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление Девы Марии и благословив народ иконой Рождества Пресвятой Богородицы внес образ в алтарь.

В завершении владыка Юстиниан приветствовал верующих с воскресным днём.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Каждый христианин старается иметь в своем доме Библию. Она содержит в себе книги Ветхого Завета и Нового. Завет в переводе с церковнославянского языка означает «союз». То есть книги Ветхого и Нового завета рассказывают нам о том, как Бог заключал Свой союз с человеком: и если человек был верен Богу, то Господь был всегда рядом с ним, помогая ему и защищая. Для нас, христиан,  книги Ветхого Завета, как часть Божественного домостроительства, уже в меньшей степени сегодня влияют  на нашу жизнь в свете заключеннного Нового Завета. Однако мы не отказываемся от Ветхого Завета, ибо, как дом не может повиснуть в воздухе без фундамента, так и книги Ветхого Завета являются фундаментом для нас и многое из того, что мы имеем в Церкви, берет свое начало именно в Ветхом Завете. Например, семисвечник, который мы видим в Алтаре за Престолом, стоял также в Скинии, а потом в Иерусалимском Храме. Множество таких моментов, которые тянутся подобно нитям из Ветхого Завета в Новый, ибо благодатная духовная жизнь была и там, и нам дана обновленной пришествием Сына Божия. 

Многие праздники наши берут свое начало в Ветхом Завете. Так в сентябре иудеи с радостью отмечали седьмой месяц от сотворения мира, ибо они отмечали начало бытия всей вселенной от марта месяца. Вы знаете, как строго евреи отмечают субботу, шабат, то есть день покоя: нельзя верующему иудею выполнять в этот день никакой работы, но посвятить его Богу, что они исполняют и по сию пору. Этому и нам, христианам, должно поучиться – быть на богослужении в Воскресный день, посвящая его Господу. Подобно тому, как иудеи отмечают седьмой день – субботу, так и седьмой месяц сентябрь для них был праздничным. Весь этот месяц они практически не работали, а посвящали его радости и благодарению Бога за прошедшее лето, за урожай. Это было время всеобщего ликования. Чтобы воцерковить, привести ко Христу этот месяц, Церковь постановила, чтобы больше христианских праздников было бы в сентябре. 

Вспоминая все это, мы готовимся к празднику Всемирного Воздвижения Креста Господня. Для этого были приложены благие труды равноапостольного императора Константина, который в 312 году победил Максенция силою Креста и стал вскоре правителем всей необъятной Римской империи. Мы помним, как Константину явился Христос во сне ночью перед битвой и указал на Крест, сказав: «Сим победиши». Тогда император приказал изобразить Крест на щитах и штандартах своих легионов. Он победил и искренне признавал, что эту победу даровал ему Бог. И в 313 году христианство перестает быть гонимой религией в Римской империи. 

Император Константин начинает заботиться о Церкви. В 325 году по его инициативе собирается Первый Вселенский Собор, строятся храмы. Его мать императрица Елена путешествует как паломница по святым местам Палестины. К этому времени земля, по которой ходил Господь Иисус Христос была забыта и опустошена прежней языческой властью. Город Иерусалим потерял даже собственное имя – его называли Элия Капитолина. На том месте где был Гроб Христов был насыпан холм и выстроен языческий храм Афродиты. Поэтому равноапостольная Елена постоянно молилась, чтобы Господь указал ей где находятся святые места, чтобы почтить их.  Император Константин и его мать царица Елена встали перед дилеммой: необходимо сносить храм Афродиты, чтобы провести раскопки на месте Гроба Господня, но он был дорог местным язычникам, а вдруг там ничего нет и Елене указали неверное место. И здесь мы поражаемся вере императора, который, будучи еще недавно язычником, идет на риск, предполагая возмущение язычников, приказывает разобрать храм. Разбирают храм, а за ним срывают грунт насыпной площадки под зданием и действительно находят пещеру Гроба Спасителя, которая была описана в Евангелии. Это было таким великим чудом, так  что даже сомневающиеся, которые не верили в возможное обнаружение Гроба, а среди таковых был даже митрополит Палестины Евсевий Кесарийский, уверовали и в восторге стали превозносить  значение обретения  Гроба Спасителя. 

Обычно, когда в древности разбирались здания, то материал не выкидывался, а использовался для нового строительства, в этом же случае Елена приказала выбросить камни, из которых был сложен языческий храм, а холм срыть,  и землю  вывезти подальше. Уже на очищенном месте стали возводить Храм, который стал украшением города и радостью христиан. Именно новосозданный храмовый комплекс зданий среди языческого тогда еще города — Элия Капитолина  стали называть Новый Иерусалим.

Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия! 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *