В праздник Всемирного Воздвижения архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

27 сентября 2022 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

Богослужение началось с чина освящения антиминсов — перед Литургией архиепископ Юстиниан прочитал положенные молитвы и освятил новые антиминсы для ряда храмов Элистинской епархии. В антиминс вложили частицы мощей священномученика Владимира Четверина (день памяти 2 сентября).
В соответствии с богослужебным Уставом на Литургии вместо Трисвятой песни исполнялась стихира: «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление перед Крестом Господним. Хор пропел тропарь, кондак и величание празднику, а также стихиру «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…».

В завершении архиепископ Юстиниан поздравил собравшихся с праздником Всемирного Воздвижения Креста Господня.

Проповедь архиепископа Юстиниана

В нынешний день праздника Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня мы мысленно стараемся проникнуть во многие смыслы сего духовного торжества. Конечно же мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Сегодня на богослужении читался Евангельский отрывок о взятии Христа под стражу, Его неправедном осуждении, о муках, которые Он претерпел. Мы видим все это мысленно. Соприсутствуем духом своим, молитвой нашей, Господу, вознесшемуся на Крест Своей волей ради нашего спасения. Это была воля Божия, а не потому, что Он не мог Себя защитить – взойти на Крест, чтобы взять на Себя грехи всего мира, омыть их Своей Пречистой Кровью и возвести все человечество к жизни, обновленной духовно. Крест Христов открыл врата Царствия Небесного, закрытые доселе.

Мы вспоминаем и Ветхозаветные пророчества о Христе, потому что они помогают понять нам, что есть Крест Господень для нас. Особенно часто сегодня мы слышим имя Моисея, который вознес змия на высокий столб, чтобы те, кто с верой смотрел на него, оставались невредимыми и змеи не могли повредить им. Вспоминаем и о том, как евреи страдали в пустыни от отсутствия пресной воды. Они приходят к месту, названному Меррой, что значит «горькая вода», где было много воды, которая была непригодна для питья из-за своей горечи и солености. 

В Исходе 15,23-25, читаем: «Пришли в Мерру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: «Мерра».

И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою.  Во время тяжелого сражения евреев с опытными в военном деле врагами Моисей помогал победить  своей горячей молитвой, воздев руки в молитве к Богу . Когда пророк стоял так, подобно распятому Христу, войско его побеждало. Все это Ветхозаветные пророчества о Кресте Господнем, которые должны нам снова объяснить глубину значения Креста Христова. 

Знаем мы и о том, что в эти дни осени, только раз в году в Иерусалимском Храме первосвященник, сняв с себя драгоценные облачения и оставшись в одной смирённой рубахе, входил с трепетом во Святая Святых с жертвенной кровью животных за свои грехи и за весь мир. Это также было пророческим предсказанием того, что Господь Иисус Христос взойдет на Крест, который станет Жертвенником, и на нем  будет пролита Кровь Божественного  Агнца. Своими обычным, телесными очами, люди могли видеть, как Спаситель мучается на Кресте, а между тем Его Бессмертная Божественная Душа вошла в Скинию Небесную. Апостол Павел пишет об этом: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя … не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11-12). То есть мы видим телесными очами Крест Христов, но духовно представляем происходящее в Небесных Селениях ходатайство за весь мир Господа Иисуса. Павел потому и называет Спасителя совершенным Архиереем, что Он, не имея греха, приносит в жертву Свою жизнь  за грехи всего мира. 

Понимая эти духовные смыслы праздника Всемирного Воздвижения Креста Господня, люди веселятся и радуются о своем спасении. Думается, что мы смело можем заменить слово «воздвижение» на более понятное и подходящее  в данном случае слово «прославление», ибо мы пред всем миром ныне прославляем Крест Христов, через который нам открыты врата Царствия Небесного и жизнь вечная.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *