В праздник Введения во храм Богородицы архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты 

4 декабря 2022 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.


В завершении Литургии Высокопреосвященный Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление у праздничной иконы Пресвятой Богородицы.


Затем архиепископ Юстиниан обратился со словом проповеди к собравшимся.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Сегодня мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Для того, чтобы правильно понять событие, случившееся в Иерусалимском Храме, которое стало для нас причиной нынешнего торжества, необходимо углубиться в историю. В 25-24 годах до Рождества Христова в Иерусалиме и во всей Палестине был сильный голод. Царствовавший тогда Ирод, позднее получивший прозвище Великий за свое обширное строительство по всему Израилю и за пределами его, откликнулся на это испытание и открыл свои сокровищницы, чтобы купить зерно и накормить голодающих. Таким образом он спас жителей Иерусалима от голодной смерти. Авторитет Ирода поднялся очень высоко. Тогда он решил перестроить Иерусалим. Горожане, находясь под впечатлением от его благодеяний, поддерживали планы своего царя. 

В 19 году до Рождества Христова он решил благоукрасить главную святыню иудеев – Иерусалимский Храм, который на фоне  великолепия дворцов и общественных зданий, воздвигнутых Иродом, казался очень скромным. Храм, получивший имя Второго Храма, был построен вскоре после возвращения иудеев из Вавилонского плена, когда было не до строительства монументальных торжественных зданий. Однако, когда царь обратился в Синедрион, то иудейские старейшины испугались, что строительство осквернит  Святыню. Тогда Ирод заверил, что не тронет здание Храма, которое уже есть, и не прервет ежедневных богослужений и жертвоприношений, но только благоукрасит его. Посовещавшись, старейшины согласились с планом царя. 

Ирод заготовил драгоценные строительные материалы и, зная, как иудеи трепетно относятся к Храму и тем, кто может находиться на священной территории, призвал тысячу молодых священников, которых обучили строительному делу, чтобы Храма не коснулась рука иудея-мирянина. За полтора года Храм был щедро благоукрашен – там, где заканчивался мрамор, начиналось золото, а мрамор был самых дорогих и редких пород: белоснежного цвета с голубыми и красными прожилками. Раввины того времени говорили, что тот, кто не видел Храм, построенный Иродом, не видел красоты в этом мире. Нужно отметить, что весь комплекс  храмовых зданий расширялся и  благоустраивался  еще многие десятилетия. Благодаря строительству великолепного Храма, количество паломников возросло и на Пасху  достигало 500 тысяч человек. 

Конечно, такое грандиозное строительство требовало и внутреннего благоукрашения свящённых зданий. Из Священного Писания известно, что вход во Святая Святых должен быть прегражден особой  драгоценной завесой.  Священники и особенно первосвященник для совершения богослужения облачались в специально пошитые, красивые и очень дорогие,  одежды. Тогда со всей Иудеи стали приглашаться юные девушки, порой еще дети, чтобы они своими трудами, соединенными с молитвой и изучением Священного Писания, стали бы заниматься этим изготовлением священных одеяний. Именно в это время Иоаким и Анна, осознавая свой долг пред Богом за рождение вымоленной ими долгожданной Дочери, трехлетнюю Девочку, своё  драгоценное Чадо, ведут в Иерусалим, чтобы и Она присоединилась к тем девам, которые украшали Храм. От этого события приведения в Храм еще совсем маленькой Девы мы имеем происхождение нынешнего праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

По Преданию Пречистая Дева находилась в Храме от трех лет до четырнадцати, потому что далее нахождение там девушки и выполнение работ по благоукрашению уже запрещалось. В четырнадцать лет, а иногда и ранее, девушка-иудейка должна была выдаваться замуж. Итак, одиннадцать лет кропотливого труда, молитвы, изучения Священного Писания пришлись на долю Отроковицы  Мариам. Мы знаем, как и в наше время дети с неохотой идут в школу, в детский сад, а Дева Мария в трехлетнем возрасте была отдана на воспитание в Храм. Мы должны быть свободны от заблуждения, что Богоматерь ничего не делала в Храме и пребывала в праздности. Напротив, Она приучалась к труду и терпению, к молитве и размышлению, чтобы из Нее Самой вырос  одушевленный Храм, в Котором поселится Сын Божий, принимая от Нее человеческие душу и плоть. 

Сегодня праздник Введения во храм Пресвятой  Богородицы сочетается с Воскресным днем, поэтому и существует некоторая усложнённости  в богослужебном Уставе: мы слышим песнопения и Воскресные, потому что ничто не отменяет воспоминания Воскресения Христова, и песнопения, посвящённые Введению. Мы слышали сегодня притчу Спасителя о некоем богаче. Церковь не случайно преподает нам именно это Евангельское зачало для нашего наущения, потому что идет Рождественский пост – время ожидаемых подвигов жертвенности и милосердия. Господь рассказывает о некоем человеке, который по осени обрадовался тому, какой богатый урожай он собрал. Он в радости говорит: «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:18-19). И Спаситель говорит, продолжая эту притчу: «Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:20-21). 

Что значит богатеть в Бога? Это значит исполнять заповеди о любви к Богу и к ближнему. Любовь к Богу – это стремление к общению с Ним в Его Церкви, любовь к богослужению, благоукрашение храмов. И Божия Матерь дает нам пример такой любви к Богу – Она, любя Бога, с малого возраста трудилась над благоукрашением Иерусалимского Храма. По жизни Своей Она будет служить Сыну Своему, страдая вместе с Ним, переживая испытания и лишения ради Него. Ей придется с Богомладенцем и в Египет бежать от гнева Ирода, который боялся за свою власть и искал погубить Иисуса. Богородица сопровождала Спасителя, радуясь, когда за Ним следовали и слушали Его, и страдала  в сердце Своем, когда Его предавали и злословили. Пресвятая Дева и жены-мироносицы сопровождали апостолов, помогая им в проповеди Евангелия. То есть Богородица служила Сыну Своему, а после Его Вознесения Она стала служить Церкви – сообществу верующих, которое основал Ее Божественный Сын. И христианам необходимо уяснить для себя, что желающие спасения души должны сочетать в себе любовь к Богу и любовь к ближнему, которые заповедал Господь. 

Церковь всегда научала верующих, оберегая от крайностей, говоря устами апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20). Мы должны идти золотым срединным путем – любить Бога и Его Церковь и любить ближних, стараясь помочь им по мере своих сил. И это наш крест, о котором говорит Спаситель: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Невозможна истинная любовь к Богу без любви к человеку, но и полноценная, настоящая любовь к ближнему невозможна без любви к Богу. Этому нас и учит символически сегодня Церковь, объединяя Воскресный день и праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *