Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в храме села Приютное

20 января 2023 года, в попразднство Богоявления, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня села Приютное.

Высокопреосвященному владыке сослужили клирики Элистинской епархии и прибывшие к празднику священнослужители Ставропольской митрополии.

После чтения Евангелия Архипастырь обратился к собравшимся со словом проповеди, в котором дал толкование читавшимся за богослужением отрывкам: «Иоанн предшествовал Христу, поэтому Церковь именует его Предтечей. Он именуется и Крестителем, потому что сподобился крестить Самого Сына Божия во Иордане. Церковное песнопение прославляющее этого величайшего святого начинается словами: «Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече» (Тропарь Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, глас 2). «Довлеет» в переводе на русский язык означает «достаточно с лихвою». Многие праведники удостаивались похвалы от людей по воле Божией, но эти похвалы не могут сравниться с похвалой Самого Господа, Который сказал об Иоанне: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7:28). 

Мы слышали ныне чтения из Апостола и Евангелия, которые объясняют нам, что крещение Иоанна на Иордане было подготовкой, чтобы креститься Духом Святым. Церковь, основанная Христом, совершает благое дело возрождения от воды и Духа своих новых чад. Нельзя быть христианином не крестившись во имя Отца, Сына и Святого Духа. Часто крещение принимают младенцы. Ребенок еще мал, чтобы своим умом принять происходящее, но его родители и восприемники, крестные родители, веруют и по их вере совершается Таинство Крещения над чадом. Кто-то принимает крещение в сознательном возрасте, и его вера становится основанием для совершения Таинства. Все христиане крещены от воды и Духа.  И пришествие Духа Святого обновляет каждого из нас и всю Церковь. Особенно явственно это во время совершения Божественной Литургии, когда молитва совершается всей Церковью: священнослужителями, мирянами и святыми, которые невидимо с нами, о чем нам напоминают иконы, находящиеся в храме.

Само слово «Литургия» переводится как «общее дело». Именно поэтому важно следить за каждым словом богослужения, чтобы не каждый из нас молился о своем, но все вместе, «единодушно, едиными устами» (Рим. 15:6), обращались к Богу. Именно в этом заключается церковная молитва, которая готовит нас к принятию Святых Христовых Таин и обновлению в нас благодати Духа Святого, которую мы получили в крещении».

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

Затем Архипастырь вручил памятные подарки благочинному Светлоградского округа, настоятелю храма Святителя Николая Чудотворца г. Светлограда митрофорному протоиерею Иоанну Лещине и клирику храма Святителя Николая Чудотворца г. Светлограда протоиерею Михаилу Лещине. Владыка поблагодарил священнослужителей за поддержку прихода в селе Красномихайловка Яшалтинского района, в котором они родились.

В завершении Владыка напомнил верующим о житии Иоанна Предтечи и поздравил верующих села с продолжающимся праздником Крещения Господня.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Иоанн Предтеча чествуется Церковью во вторник каждой седмицы, но есть и особые праздничные дни, посвященные ему. Сегодня, на второй день празднования Богоявления, мы празднуем Собор Иоанна Предтечи. Мы чествуем ныне того человека, за которым шли многие тысячи людей со всей Палестины. Иисус был тогда еще безвестен, а слава Иоанна уже гремела среди иудеев. Евреи приходили к Нему, надеясь, что он и есть будущий освободитель богоизбранного народа – они видели в Иоанне долгожданного Мессию. Однако, Креститель, способный повести за собой множество людей, показывает на неизвестного до того Человека, прибывшего из Галилеи, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). 

Иудеи хорошо понимали образ агнца, потому что агнцев, то есть ягнят, во множестве приносили в жертву Богу в Иерусалимском Храме, вкушали на пасхальной трапезе особым образом приготовленного ягненка в память об исходе из Египта. Поэтому, когда Иоанн называет Иисуса Агнцем, Который берет на Себя грехи мира, иудеи исполнились радости. Некоторые из них наполнились и скорбью, потому что думали, что Мессия придет только ради иудейского народа, а Креститель говорит, что Агнец возьмет грехи всего мира, а не только евреев. 

Все свое величие, полученное от людей, Иоанн сложил к ногам Спасителя. Многие из учеников Предтечи стали учениками Иисуса. Они пошли за Спасителем, вразумленные словами Крестителя. Однако, среди иудеев начались распри – некоторые продолжали считать Иоанна мессией, не желая принимать то, что он только готовил путь для Иисуса. Они даже начали говорить, что должно быть два Мессии – Иоанн как Мессия-священник, потому что он из священнического рода, а Иисус как Мессия-царь, потому что Он из рода царя Давида. Казалось бы, Иоанн говорит прямо, что «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его» (Мф. 3:11), но люди бывают упрямы, поэтому некоторые не хотели принимать слов Предтечи и считали в себе, что он не прав и продолжали придерживаться своего мнения.  Находились люди, даже через десятилетия после Вознесения Спасителя, которые продолжали считать Иоанна Мессией. И сегодня некоторые подобны им – высоко ценят свое мнение, не желая следовать воле Божией и учению Церкви Христовой. Дай, Господи, по молитвам Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна следовать воле Твоей и достойно славить Тебя!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *