Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма: секретарь епархии протоиерей Алексей Грищенко, личный секретарь протоиерей Евгений Гончаренко, протоиерей Юрий Котинов, иеродиакон Зосима (Курдюков), диакон Иван Букатин, диакон Михаил Бадмаев.
По традиции в праздник Преображения Господня архиепископ Юстиниан прочитал молитву и совершил освящение плодов нового урожая.
После священнослужители окропили святой водой фрукты и овощи, принесённые верующими.
В завершении Высокопреосвященный владыка поздравил элистинцев с праздником Преображения Господа Иисуса Христа.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Мы вошли в праздник Преображения Господня и вспоминаем о том, как Господь, взяв троих Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору и там преобразился. Евангелисты описывают, что «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Размышляя об этом, Церковь говорит, что Господь явил апостолам Славу Свою настолько, насколько они могли принять ее и потерпеть. Господь явил Себя, открыл, что Он подлинно Бог, Который, приняв волю Отца, вочеловечился ради нашего спасения. Произошло это за несколько дней до иерусалимских дней Страстной седмицы, чтобы ученики, видя мучения Спасителя, понимали, что страдания эти вольные, что их Учитель воистину Бог.
Мы размышляем над теми событиями и удивляемся. И хорошо, если у нас еще желание удивляться, если мы не воспринимаем события церковного календаря как нечто давно привычное и обычное, потому что это бы сказало о том, что мы утратили нечто важное в нашей духовной жизни. Праздники каждый год должны открываться для нас все с новых и новых сторон, подобно драгоценным камням, сверкающим разными гранями. Поэтому мы призываемся ныне Церковью в этот жаркий день сосредоточиться мыслью своей на событии Преображения.
Господь преображается на горе в присутствии трех учеников. По Закону Моисея свидетельство, в том числе и на суде, принималось только в том случае, если было два или три свидетеля. То есть Господь совершает это чудо при трех свидетелях, которые должны были свидетельствовать об этом другим ученикам и всему миру, говоря об истинности Его преображения.
Являются пред Господом и пророк-боговидец Моисей, и пророк Илия. Святитель Иоанн Златоуст удивляется, говоря: «Христос хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью, и владычествует над небом и землею. Для того-то и являются здесь и умерший, и еще не испытавший смерти» (Беседы на Евангелие от Матфея). То есть из преисподней был возведен Моисей, а Илия низведен с Небес, чтобы прославить Христа.
Пред Господом склонились ученики. Петр пребывал даже в некоем двояком состоянии: с одной стороны, сладостном, а с другой – боязливом, что даже не знал, что сказать Учителю. Он чувствовал, что, как самый храбрый, самый быстрый из апостолов, должен что-то сказать, но ничего не мог выразить кроме слов: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). То есть событие Преображения дало апостолом знание о том, что есть Царствие Божие, пришедшее на землю в силе.
Видимо, событие Преображения Господня было весной перед Пасхой, но праздник в честь этого мы совершаем в августе. И если мы внимательно посмотрим на богослужение этого торжества, то увидим, что праздник Преображения тесно связан с праздником Всемирного Воздвижения Креста Господня. От Преображения до Воздвижения ровно сорок дней, поэтому дерзну сказать следующее – мы призываемся быть благодарными Богу и во время поста, а весной мы проходим время Великой четыредесятницы, но также и в другое время, а завершение лета всегда было для людей временем праздника и радости. Однако радоваться можно по-разному. В языческую эпоху в конце лета торжества сопровождались безмерным винопитием до такой степени, что некоторые забывали себя. Были праздники и для женщин, когда добропорядочные матери и жены считали, что угождают богам тем, что выпивают много молодого вина, а там, где вино часто бывают разного рода непотребства. Церковь же, призывая нас радоваться, научает, что радость не должна быть безумной, поэтому в эти дни завершения лета она дает нам праздники один за одним, чтобы нас, христиан, вывести из того языческого неистовства.
От праздника Преображения до праздника Всемирного Воздвижения Креста Господня сорок дней. Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп. 4:12). То есть для христиан важно уметь славить Бога не только в пост, мы к этому привычны, но нам важно уметь оставаться христианами и во время торжества. Поэтому Церковь через эти праздники окончания лета и научает нас духовному, возвышенному торжеству. И нам должно поразмыслить от сегодняшнего дня о том, что мы, каждый из нас, можем сделать для всемирного прославления Креста Господня. Мы призваны к этому – славить Бога и славить Крест Христов, через который пришло наше спасение.
Церковь установила ныне эти торжества, чтобы оградить христиан от языческих торжеств, но сегодня мы испытываем другое искушение. Многие приходят в храм не для того, чтобы прославить Господа и подумать над событием Преображения, а только для освящения плодов. Да, пришло время благословить плоды и порадоваться времени жатвы, но не это главное в нынешнем торжестве, а Преображение Господне, Его милость и любовь к нам!

































