Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан возглавил празднование Престольного дня храма Спаса Нерукотворного села Садовое

29 августа 2023 года, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан посетил село Садовое и совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного.

Правящему архиерею сослужили: секретарь епархии протоиерей Алексей Грищенко, личный секретарь протоиерей Евгений Гончаренко, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Садовое иеромонах Владимир (Алферов) и диакон Михаил Бадмаев.

После чтения Евангелия архиепископ Юстиниан сказал слово проповеди: «Во времена Ветхозаветной Церкви всякое изображение Бога было запрещено, ибо «Бог есть дух» (Ин. 4:24) и Его «не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Все попытки художников по измышлению своему изобразить Творца в виде животного или человека были клеветой на Бога. Но произошло то событие, которое предсказывали пророки и о котором мы слышим сегодня в Евангелии, где Христос обращается к апостолам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели» (Лк. 10:23-24). И Спаситель говорит так, потому что Он есть подлинно Бог, воплотившийся на земле. Господь не казался человеком, но истинно принял на Себя человеческое естество, воплотившись от Пречистой Девы Марии. То есть Он во всем стал подобен нам, но не перестал быть Богом. Его видели ученики и множество людей, следовавших за Ним, они могли и изобразить Его – истинного Бога и истинного человека. До воплощения на земле Сына Божия все попытки изобразить Бога были греховны и являлись только следствием человеческого измышления, но с пришествием в мир Богочеловека мы можем изображать Его, потому что Он сделался «подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7).

Согласно Церковному Преданию перед входом Спасителя в Иерусалим к Нему пришли послы из города Эдесса в Малой Азии. Город этот был богат и известен. Он процветал, но правитель его князь Авгарь страдал от неизлечимой проказы. Простых людей, зараженных этой болезнью, даже изгоняли из городов, чтобы они не заразили здоровых. Однако Авгарь был правителем. Он страдал, его семья и подданные, но он оставался на своем месте и тщетно искал способы исцеления от своей тяжелой болезни. И вдруг он узнает о том, что в Палестине есть некий Чудотворец Иисус, что Он учит праведности, но многие из вождей и учителей иудейского народа не признают Его. Тогда Авгарь посылает своих гонцов в Иудею, чтобы они нашли этого удивительного Праведника, привели к нему, чтобы Он исцелил болезнь, а жители Эдессы стали бы тогда Его верными учениками. И незадолго до входа Господня в Иерусалим, где Он будет предан и распят, гонцы находят Его и зовут в Эдессу, но Спаситель, исполняя предначертанное, отказывает им, потому что Ему «много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). Но, чтобы утешить князя Авгаря, Иисус, взяв полотенце, отерся и на нем проступил нерукотворный образ Его лица. Он послал эту нерукотворную икону в город Эдессу и Авгарь принял ее как Самого Христа, низко поклонившись и с великим почтением, начиная ощущать, что исцеляется от своей проказы. Авгарь – это историческая персона и в документах он именуется Авгарем Черным, потому что следы исцеленной проказы сохранились на его лице, но он сам выздоровел к своей радости и радости всей Эдессы. 

Мы знаем, что армяне очень гордятся тем, что Армения была первым крещенным христианским государством. И это действительно так. Однако мы знаем и то, что до крещения Великой Армении христианство принял город Эдесса, что произошло благодаря чуду исцеления князя Авгаря от проказы. Сегодня мы торжественно вспоминаем эти события и чтим Нерукотворный образ Спасителя. Мы веруем, что Иисус – подлинно Бог и подлинно человек, а раз Он подлинно принял на Себя человеческое естество, то Его можно изобразить, как и любого человека. Те, кто читает Евангелие и запрещает поклонятся иконам находятся в заблуждении, потому что не понимают подлинного смысла христианства: Иисус – Богочеловек, и поэтому с момента воплощения Его на земле стало можно и нужно писать, ибо они говорят о любви Божией к нам: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1:14).».
По заамвонной молитве Высокопреосвященный владыка совершил крестный ход вокруг храма с остановкой на литию у могил протоиерея Алексея Кошманова и его супруги Ирины Кошмановой.

В завершении архипастырь освятил коливо в память усопших села Садовое.

Затем Владыка обратился к верующим с архипастырским словом, в котором напомнил об истории Нерукотворного образа.

После богослужения архиепископ Юстиниан встретился с главой администрации Сарпинского района Басангом Манджиевым и атаманом Калмыцкого казачьего округа Чимидом Джангаевым. В ходе встречи обсуждались вопросы развития казачьего движения в Сарпинском районе.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Приветствую ныне всех жителей села Садовое с Престольным праздником небольшого кладбищенского храма в честь Спаса Нерукотворного, столь необходимого в этом месте. Спеша сегодня в эту церковь на Божественную Литургию, я желал еще раз побывать на месте последнего упокоения отца-протоиерея Алексия и его матушки Ирины. Мы знаем, что жизнь зовет нас, помня об усопших, простирались в будущее, чтобы эстафета веры, эстафета добрых дел не прекращалась на нас. Ведь от маловерия у людей во времена испытаний приходит уныние, будто мы первые, на чей век выпадают тяготы и невзгоды. Но и до нас жили люди, и на их жизнь выпадали и войны, и болезни, и голод, а они умели трудиться и радоваться, надеясь на будущее. Поэтому мы не имеем права перед лицом наших усопших быть малодушными и опускать руки.

Мы должны жить в уверенности любви Божией к нам, в молитве и общении черпать силы, если они в какой-то момент начинают пропадать. И каждый должен помнить, что Воскресный день – это день, когда христианин должен быть в храме на Божественной Литургии. Воскресный день не принадлежит нам, но принадлежит Богу по Его заповеди: «Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:9-10). Как мы посмотрим на человека, который что-то крадет, не принадлежащее ему? Так и христианин крадет у Бога утро Воскресного дня, если не идет на богослужение, а занимается своими делами. Если же мы будем добрыми христианами и соблюдать Заповедь Божию, славя Его в Воскресный день в храме, то и дела наши будут спориться , потому что Господь благословит тогда все наши благие начинания.