Расписание
Помочь

В праздник Рождества Богородицы архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

21 сентября 2023 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве священнослужители во главе с Архипастырем пропели величание празднику перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы.

В завершении Высокопреосвященный владыка обратился к верующим с архипастырским словом, в котором напомнил о значении праздника.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Ныне мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник возник на православном Востоке и вскоре был перенят христианским, тогда еще православным, Западом. Для нас сегодня кажется странным и даже невозможным то, что в древней Церкви чествовали Господа Иисуса Христа, но не славили особыми праздниками Его Пречистую Матерь. В то время в Церкви были богословские споры о количестве природ во Христе, о том, подлинно ли Господь Иисус Христос является Богом или Он только возвышенное, особое творение Божие. Но к VI веку пришла пора, когда Церковь осознала, что невозможно жить и быть Церковью Христовой и не почитать Ту, Которая прияла во чреве Своем, родила, воспитала и дала миру Сына Божия. Тогда начинают возникать многочисленные праздники, прославляющие Пресвятую Богородицу.

Мы проходим время осени, когда в Древнем мире совершались праздники. Большая часть населения земли тогда жила в селах, а не в городах, и была тесно связана с землей, с сельским хозяйством. Потрудившись весной и летом, осенью народ ликовал, что иногда приобретало дикие, необузданные формы. Поэтому на это время Церковь стала устанавливать различные торжества, что должно было стать для верующих добрым примером совершения христианских праздников. Именно в это время Церковь установила воспоминание усекновения главы Иоанна Предтечи, говоря о том, как Ирод, будучи в алкогольном дурмане, дает клятву и приказывает отсечь голову Крестителя. Церковь сознательно именно в это время устанавливает воспоминание мученической кончины Пророка, чтобы показать, как необузданность человеческая ведет ко греху. Вместе с тем Церковь всегда понимала, что человеческая жизнь должна быть наполнена не только трудом, но и праздниками. Однако христианские праздники, в отличии от языческих, должны быть полны молитвы и духовного ликования. Поэтому мы видим в сентябре два двунадесятых праздника – Рождество Богородицы, а всего шесть дней совершается Всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня. То есть нам предлагается вспомнить в эти дни все домостроительство Божие: начиная от Рождества Божией Матери, Ее введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, и прочее до «венца» этих событий – Всемирного прославления Креста Господня.

Можно ли жить, не прославляя Богородицу и не обращаясь к Ней за помощью? Наверное, можно. Можно ли жить, не веруя в Бога? Да, ведь как-то живут атеисты. Но можно ли назвать это полноценной жизнью? Это бледное существование без цели и смысла, а не жизнь. Человек без Бога одинок в этой огромной Вселенной. Для христиан же вера в Бога, надежда на Него дают ощущение полноты жизни и уверенности в том, что наши труды в этой жизни не напрасны. Человек, живущий с верой в Бога и имеющий Божию Матерь своей заступницей, более счастлив, более радостен, чем тот, кто не знает ни Бога, ни Пречистой Девы. Поэтому мы молимся о таких людях, чтобы они скорее узнали бы любовь Божию, почувствовали бы материнскую заботу Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы, защита Ее да будет всегда со всеми нами, чествующими Ее пресветлое Рождество!