Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
Апостол Павел искренне удивляется тому, что он, сподобился послужить Христу своими миссионерскими трудами. А ведь сначала он был гонителем христиан, но после явления ему Спасителя по пути в Дамаск уверовал в Иисуса из Назарета как в долгожданного Мессию. Он понял всю трагедию иудейского народа, который не принял Христа и предал Его на распятие. Апостол тогда стал стремиться проповедью своей обратить ко Христу своих единоплеменников. Павел удивляется, что Господь дает ему силу, чтобы посетить многие города с проповедью Евангелия. Он путешествовал пешком, иногда на кораблях, подвергая свою жизнь опасности – саму жизнь он приносит в жертву служению Спасителю. И Господь утешал его уже в этой жизни, давая те откровения и видения, которых не было у других.
Апостол Павел, говоря, как бы о другом человеке, не желая хвалиться, рассказывает о том, что «в теле ли - не знаю, вне ли тела» (2Кор. 12:2) был восхищен до рая и там «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:4). Он говорит о том, что невозможно нашими человеческими словами рассказать о блаженстве рая, потому что у нас нет подобного опыта в нашей ограниченной жизни. И утешаясь такими видениями, апостол пишет: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор. 12:7). Он говорит о том, что ему дана болезнь, чтобы он не возгордился, видя успех своей проповеди, зная многое сокровенное, открытое ему Богом. Да, Павел честно признается, что трижды просил Бога избавить его от болезни, но получил от Него ответ: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). То есть и через болезнь апостола Бог показывает свою благодать: Павел спасает свою душу и не превозносится, и другие люди осознают действующую силу Божию, потому что сам этот больной человек не смог бы найти столько сил и способности, чтобы привести ко Христу такое множество уверовавших.
Бывает Церковь Христова гонима, бывают и священнослужители, и миряне не столь достойные христианского звания, но это та немощь человеческая, которой не гнушается Бог. Эта немощь должна научить нас смирению. Те, кто приходят на Исповедь и искренне каются в прегрешениях, получают прощение. Те, кто приходят на Крещение, действительно получают от Бога через священника благодать очищения. Те, кто с страхом Божиим, верой и любовью приступает к чаше Причастия, действительно принимают в себя освящающие Тело и Кровь Спасителя. И благодать эта действенна даже если священник и немощен по человеческой своей сути, но через него, через этого человека, как и через всю Церковь, совершается великая спасительная дело Божие. Пусть недостоинство отдельных христиан никогда не мешают нам ощущать святость Церкви, ее величие и силу. Ведь и на апостола Павла смотрели и думали: «Чему нас может научить этот неистовый иудей, вечно спешащий, внешне совсем не презентабельный», но через него совершалось великое спасительное дело Христово. И вместе с апостолом Павлом мы говорим: «Господи, мы немощны душой и телом, но через нашу немощь да действует Твоя великая спасительная сила»!».По окончании Литургии архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Сегодня, можно сказать, второй день праздника Покрова Божией Матери. Торжество это широко отмечалось на Руси. И по Церковной традиции на второй день праздника вспоминаются те, кто принимал участие в тех событиях, которые вспоминаются. Непосредственными свидетелями явления Пречистой Девы были блаженный Андрей с учеником. От того, что весь христианский мир почитает и любит Пресвятую Богородицу, праздник Покрова стал широко праздноваться сначала в Русской Церкви, а затем и во всем Православном мире. И видя пример Русской Церкви, теперь это торжество широко отмечается и в тех Православных Церквях, в которых раньше этого праздника не было. То есть Православный мир живет реальным переживанием общения с Божией Матерью, знает Ее силу и род человеческий ищет новые благие поводы, чтобы показать свою любовь к Ней.
Сегодня, во второй день праздника Покрова Богородицы мы чествуем блаженного Андрея, который взял на себя подвиг юродства, то есть стал безумным для мира. Подвиг юродства более известен в тех государствах, в которых внешне христианство процветало. Желая обновить его, Господь призывал юродивых, подобно тому, как в Ветхозаветные времена воздвигал на служение пророков, чтобы не только внешне Церковь процветала, но и внутренне духовно была здорова.
Благодарю тех, кто пришел в нынешний Воскресный день на богослужение. Вчера мы почтили Богородицу, но Воскресенье, каждое Воскресенье – это малая Пасха. В Воскресный день всякий христианин должен отложить житейские попечения, заботы и поспешить к Божественной Литургии, чтобы отдать эти несколько часов Богу. И тот добрый христианин, который спешит в Воскресенье в храм, будет благословлен Богом и дела его будут спориться!