Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

11 февраля 2024 года, в неделю 36-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты. 

Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление святой блаженной Матроне Московской.

После владыка обратился к собравшимся со словом проповеди.

В завершении верующие приложились к чтимой иконе Матроны Московской.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Святые апостолы, перед которыми стояла задача проповедовать Христа, Его спасительный Подвиг, должны были найти такие слова и выражения, которые бы были понятны их аудитории, исходя из религиозного опыта того или иного народа. Апостол Павел, воспитанный в Законе Моисея, будучи фарисеем и с младых лет изучая Священное Писание и его толкования, обращаясь с проповедью о Христе к своим единоверцам, исходил из того, что было понятно для любого правоверного иудея. Каждый иудей помнил с детства историю исхода еврейского народа из Египта. Тогда Господь повелел Израилю создать переносной Храм, палатку, подобную тем переносным жилищам, которые были у каждого кочевого народа. После освящения этой Скинии Слава Божия наполнила ее. Этот Храм-палатка, когда израильский народ устраивал стоянку во время своего пути, устанавливался посреди палаток евреев. Там совершались богослужения, приносились жертвы. Когда же Бог повелевал идти на новое место, то эту Скинию разбирали и переносили на новое место. Исходя из этого знания иудеев апостол Павел и говорит, обращаясь к ним: «Вы храм Бога живаго» (2Кор. 6:16). Для иудеев это было удивительно, потому что они не могли представить себе, как может грешный человек стать храмом .

Иудеи с величайшим благоговением, особенно после того, как Иродом Великим, был расширен и украшен Храм в Иерусалиме, подходили к этой святыне. Им казалось, что только этот Храм, а он был великолепен: сверкал золотом и мрамором, в нем совершались многочисленные жертвоприношения, может быть достойным местом для пребывания Бога. Вдруг апостол Павел говорит, что христиане – это храм живого Бога. Он, напоминает им: «Как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). То есть как когда-то в Скинию вселялся Господь и Слава Его пребывала там, так сейчас в каждого человека может вселиться Дух Божий, живой Бог, Который будет всегда с христианином, где бы он ни находился. И апостол Павел, проповедуя это, подводит некий итог, говоря: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7:1).

Апостол Павел, говоря о том, что христиане являются храмом Духа Божия, напоминает слова Господа: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2Кор. 6:17). То есть мы, христиане, призваны к тому, чтобы жить в грешном мире, но быть свободными от него. Преподобные отцы приводили такой пример: как рыба живет в морской воде, но не осаливается, а пребывает сама по себе пресной, так и мы живем в мире полном отступления от Бога, забывшем Церковь, и нам невозможно его покинуть, но должны помнить о Святыне , которую в себе носим, ибо мы «храм Бога живаго» (2Кор. 6:16).

Это ощущение себя храмом Духа Божия особенно остро переживалось первыми поколениями христиан. Так Игнатий епископ города Антиохии, память которого ныне совершает Церковь, называемый мужем апостольским, то есть тем, кто жил и общался с апостолами, за свою христианскую проповедь был приговорен к казни. Казнь эта должна была испугать христиан. Игнатия из Антиохии, а это сегодня территория Сирии, специально повезли в Рим, чтобы там отдать на растерзание зверям. Мучители преследовали цель, чтобы Игнатий, который к тому времени был уже глубоким старцем, изнемог от долгого пути и отрекся бы от Христа. Тогда бы и ученики его ослабли в вере и отреклись от Господа. Игнатий же наоборот во время всего этого долгого пути из Антиохии в Рим проповедовал, укрепляемый Богом. Он жил верой во Христа. Настолько он ощущал себя храмом живого Бога, что еще при жизни получил имя Богоносца. И с радостью и смирением принимал Игнатий это звание, потому что каждый христианин, по слову апостола Павла, должен быть Богоносцем, храмом Бога Живаго .

Святитель Игнатий, приговоренный к смерти узник, продолжал писать послания, увещевая верующих быть в общении с епископами и пресвитерами церковными, потому что и тогда уже бывали нестроения, появлялись ереси. Ему принадлежат краткие, но полные мудрости слова: «Кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец». В этом было его ясное понимание – без Церкви невозможно спастись. Даже имея в руках Священное Писание, но читая без должного объяснения Церковью , человек понимает его неправильно. Церковь написала Священное Писание, поэтому только у Церкви есть право его изъяснять устами поставленных епископов и священников.

Святитель Игнатий достиг Рима. Его вывели на арену Колизея, на трибунах которого собрались жадные до развлечений римляне. У них тогда было такое увеселение – смотреть, как дикие звери, привезенные из разных уголков мира, разрывают приговоренных к казни. И святитель Игнатий, немощный старец, оставаясь до последнего верным Христу, мужественно принял мученическую смерть, утешаемый и укрепляемый Богом. Молимся, чтобы и наших старцев и стариц, которые недавно еще стояли рядом с нами в храме на богослужении, а ныне в немощи пребывают, укрепил Господь. Пусть милосердный Бог утешит их, лежащих на одре болезни, дарует им крепость и радость! Мы же, зная таких немощных наших братьев и сестер, будем укреплять и утешать их радостью братского общения. Отнесем им кусочек просфоры, посидим с ними, поговорим, помолимся вместе, чтобы и они ощущали, что мы их не забыли и молимся о них. Молитвами святителя Игнатия, Господь утешает наших старцев и стариц, и нам дарует сил и радости духовной!