Расписание
Помочь

В день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

12 февраля 2024 года, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

В завершении Владыка поприветствовал верующих с днем памяти вселенских учителей, а также поздравил с днем рождения сотрудницу епархиального управления, заместителя руководителя отдела социального служения Веру Бобрышеву.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Апостол Павел призывает: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7). Побуждение это заставляет нас относиться с любовью, уважением и почтением к нашим наставникам, которые еще живы, и к тем, кто уже отошел в мир иной. Их мы должны почитать, у них учиться, выполняя заповедь, которую дал нам Бог, повелевший почитать родителей своих: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Мы почитаем наставников наших как духовных родителей. Мы приобрели жизнь земную от любви родителей наших, по воле Божией мы родились, но для рождения в Духе Святом, для возрастания духовного нам нужны наставники – родители духовные, которые просвещают нас светом Евангельской Истины, которые крестили нас, которые ведут нас по христианской жизни. И сегодня Церковь вспоминает имена трех святителей, хорошо знакомые каждому православному христианину: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Поминаем мы их в таком порядке, потому что так исторически они совершали свое служение.

Святитель Василий Великий был предводителем того немногочисленного православного духовной паствы, которая исповедовало, что Христос есть воистину Сын Божий, есть подлинный Бог. Они провозглашали свою веру тогда, когда, казалось бы, вся Римская империя уклонилась в арианскую ересь. Ариане говорили о том, что естество Господа Иисуса Христа только подобно естеству Божию. Православное же исповедание употребило очень ясную и конкретную формулировку – Сын Божий единосущен Отцу, то есть, Он одного естества, одного существа с Отцом, Он подлинно Бог. Для того, чтобы дойти до этой краткой и ясной формулы потребовалось очень много времени и напряжения. Православным пришлось терпеть давление и непонимание со стороны императорской власти. Василий Великий был призван быть тем духовным вождем, вокруг которого сплотились здравомыслящие православные христиане. Святитель старался во все города провинции Каппадокии, где он проводил свое служение, направлять архиереев, которые учили Православному исповеданию. Тогда он и пригласил святого Григория, давая ему для служения небольшой город, находившийся на торговых путях.

Святителю Григорию Богослову было трудно на месте своего служения, потому что он, искренне любя Бога, нуждался в соответствующей аудитории, которая слышала бы его и понимала. Он, человек высокого происхождения, воспитанный на лучших образцах эллинской мудрости, вдруг оказался на торговых путях в городке Сасим, где каждый был занят своими делами и не хотел вникать в богословские споры. Однако святитель Григорий был верным сподвижником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и потому был призван к тому, чтобы возродить Православие в Константинополе. Когда же он прибыл туда, то оказалось, что нет в столице ни одного храма, где бы христиане исповедовали бы Православную веру. Поэтому святитель обратился к своим близким, чтобы найти место для служения. Ему выделили комнату в доме, где он начал свое служение и освятил этот домовой храм в честь Воскресения. И мало по малу святитель Григорий, благодаря своей глубокой вере, сочетающейся с выдающимися образованием и риторическими способностями, смог обратить к истинной вере членов императорской семьи, а за ними и остальных жителей Константинополя.

Святителю Иоанну Златоусту пришлось толковать священное Писание для верующих. Он, обладая замечательным слогом, старался донести до христиан смысл Евангелий и Апостольских посланий, порой проводя дни и ночи в приготовлениях к проповеди. Многое ему удалось и многие души тянулись к нему, но императорский двор, хотя и был крещен, но искал развлечений, искал праздной жизни. И за то, что Иоанн своим аскетизмом, строгим постом и проповедями, вызывал у них раздражение, святителя первый раз изгнали из Константинополя. Но начавшиеся тогда народные волнения и землетрясение заставили испугаться императорскую семью и его снова пригласили в столицу. По прошествии же времени, когда страх забылся, снова стали гнать Иоанна и отправили его в ссылку на территорию современной Абхазии. Святитель был слаб здоровьем и в тяжелом пути на каторгу он уже был близок к смерти. В Абхазии ему явился святой мученик Василиск, пострадавший в тех местах, и сказал: «Потерпи, брате, скоро ты будешь вместе со мной». И вскоре Иоанн действительно скончался.

Святители, память которых мы сегодня совершаем, при жизни своей все- таки были мало понимаемы и почитаемы. Настоящие признание и любовь к ним пришли только со временем, когда верующие начали вчитываться в их труды, когда начали понимать, что они жизни своей не жалели ради Истины Христовой. Поэтому уже на протяжении более полутора тысяч лет Церковь чтит их и с трепетом относится к их памяти, почитая их как воистину наставников наших – вселенских и великих учителей.