Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
На малом входе архиепископ Юстиниан наградил настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Садовое иеромонаха Владимира (Алфёрова) правом ношения наперсного креста и настоятеля храма Вознесения Господня села Тундутово иерея Вадима Сухова правом ношения набедренника.
За Литургией вместо «Иже Херувимы» читалась молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь».
По окончании богослужения Высокопреосвященный Юстиниан напутствовал верующих Элисты.
Сегодня вечером, в канун Великого Пятка, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершит утреню с чтением 12 Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в храме Софии Премудрости Божией в 17:00.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Мы ныне совершили Литургию в память той, первой Литургии, совершенной Господом Иисусом Христом накануне Своих Крестных мук. Мы веруем, что каждая Литургия, совершаемая в храме, есть та самая, совершаемая Спасителем, а священнослужитель есть лишь видимый образ, видимое орудие Божие, которое готовит Божественную Трапезу. Поэтому мы и молимся перед каждым Причастием: «Вечери Твоея тайныя днесь, то есть сегодня, Сыне Божий, причастника мя приими». То есть ныне совершаемая нами Божественная Литургия есть не повторение той Вечери – это именно та самая Евхаристия, совершаемая в веках Самим Господом Иисусом Христом.Тайная Вечеря проходила в особых культурных и исторических условиях. Это была пасхальная трапеза, которая была полна глубокого духовного смысла, выраженного в диалоге младшего члена семьи со старшим: младший задавал вопрос отцу или старшему мужчине, который возглавлял эту трапезу, почему те или иные яства стоят на столе, а старший растолковывал значение каждого блюда. А на столе должно было стоять солило в память о переходе евреев через соленое Красное море, там были и горькие травы, напоминающие о горькой участи рабов, были и кушанья, напоминающие глину, в память о глине, из которой евреи в рабстве делали кирпичи, там должен был быть и пресный хлеб как напоминание того, что бегство евреев проходило быстро и они не успевали делать закваску. Квасной хлеб иудеи ели уже в Земле Обетованной, а пасхальный хлеб был хлебом пресным, хлебом бегства – быстрого исхода из Египта. На трапезе была и чаша благодарения с вином, которое принимали все участники трапезы. Такую же трапезу и Господь совершал со Своими Учениками.
На праздник Пасхи в Иерусалим стекалось великое множество паломников. И в том числе поэтому торжество длилось несколько дней, чтобы все могли поучаствовать в пасхальной трапезе. Для этого нужно было найти помещение, приготовить положенные яства, особым образом запечь ягненка, потому что сердцевиной этой трапезы было вкушение ягненка как символа грядущего Мессии, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира. Священное Писание предписывало съедать этого агнца без остатка, и если семья была маленькой, а ягненок крупным, то на трапезу нужно было позвать всех своих близких, чтобы не оставить ни кусочка мяса. Кушать агнца необходимо было есть с благоговением, не просто насыщая себя в голоде, а принимать как святыню – ни одна его косточка не должна была быть раздроблена. И иудеи, из поколения в поколение совершая эту трапезу, не могли осознавать ее подлинного великого смысла, который открылся только во Христе – Христос есть тот Агнец Божий, Который взял грех всего мира на Себя, Он есть подлинная Святыня.
Такую трапезу уготовили для Спасителя, а так как все паломники не могли себе найти большого помещения для вкушения пасхальной трапезы, то постоянные жители Иерусалима — домовладельцы были обязаны принять тех, кто пришел на праздник Пасхи. То есть у каждого жителя Иерусалима была обязанность предоставить просторную горницу для тех паломников, которые прибыли издалека, чтобы они могли совершить пасхальное торжество. Поэтому Господь и говорит ученикам: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф. 26:18). И этот человек с радостью принимает Иисуса с апостолами.
Трапеза проходила своим обычным, веками установившимся чередом, как вдруг Господь нарушил привычный ход, который каждый еврейский мужчина знал от своих юных лет. Спаситель приемлет в руки хлеб и произносит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). А по окончании трапезы было положено испить из благодарственной чаши с вином. Вдруг Спаситель говорит, указывая на чашу: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). И мы сегодня, подобно апостолам, таинственно вошли в ту Трапезу. Да подаст нам Господь крепость физических сил в эти дни, чтобы укрепились дух, душа и тело наши, дабы пройти в молитве и размышлении духовном Страстные дни и достигнуть в здравии и радости торжества Светлого Воскресения Христова!