Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил утреню Великого Пятка с чтением двенадцати страстных Евангелий в Софийском храме Элисты

Вечером 2 мая 2024 года, в канун пятницы Страстной седмицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в храме Софии Премудрости Божией города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

В завершении владыка Юстиниан обратился к верующим Элисты со словом проповеди.

Завтра, в Великую Пятницу, в Казанском кафедральном соборе Элисты архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершит чтение Царских часов в 8:00.

Проповедь архиепископа Юстиниана


Богослужение с чтением двенадцати Страстных Евангелий напомнило нам о том, как проходили последние часы земного служения Господа Иисуса Христа. После пасхальной трапезы, Тайной Вечери, Спаситель со Своими учениками вышел за город и направился в сторону Кедронской долины. Это был склон горы, на которой находится Иерусалим. По низу протекает Кедронский поток. Для нас его название звучит красиво, но на самом деле в переводе на русский язык «кедронский» означает «мутный», потому что вода там бывала только весной в период сильных дождей, обычно же этот ручей бывает сухим. Место это было примечательно тем, что со всех сторон – на одной стороне холма, где стоит Иерусалим, и с другой стороны на склоне Елеонской горы, было высажено много деревьев и винограда. Все это обрабатывалось и приносило обильные плоды. А сверху над этой долиной находился Иерусалимский Храм, куда приводили сотни и тысячи голов жертвенных животных, которых священнослужители закалывали, совершая жертвоприношение. Заостряю ваше внимание на этих фактах, потому что часто, читая тексты Священного Писания, мы порой забываем о том, как все это было страшно и трепетно. За грех человека проливалась кровь животных. За грех всего мира Сын Божий отдает Свою жизнь на Кресте. Такой великой ценой искуплены грехи человечества и положено основание Церкви, которую Господь стяжал Кровью Своей Честной.

Там в Гефсиманском саду Господь молится, страдает и просит апостолов, чтобы они бодрствовали вместе с Ним, но они, устав от напряженного дня, не понимая до конца того, что происходит, засыпают. И в этот момент приходят стражники, которых ведет Иуда. Поцелуем среди ночной тьмы Иуда приветствует своего Учителя, чтобы стражники опознали Его и схватили. Иисуса уводят, а апостолов не трогают. Они остаются на свободе, а Спасителя ведут к человеку по имени Анна. Он был когда-то первосвященником, но потом его низвергли с этого поста, хотя он и остался весьма уважаем. И первосвященник того времени Каиафа был его зятем. Дело было в том, что первосвященники хотели осудить Иисуса на смерть, а для этого нужно было решение Великого Синедриона, однако, сразу отдавать виновного человека на великий суд было нельзя, нужно было сначала собрать малый суд. Такие два суда были в Иерусалиме, поэтому Господа сначала привели к Анне на малый суд. Нужно понимать, что эти действия были беззаконными, потому что Закон предписывал суд творить только днем, а это была ночь. Ночью ведут Иисуса на двор Анны. Там Его пытаются оговорить лжесвидетели. Оттуда Христа ведут к Каиафе, как бы передавая дело из малого суда в Синедрион, опять же нарушая все мыслимые правила, потому что еще была ночь. Да вряд ли все члены Синедриона были в сборе, потому что никто не ожидал столь скорого судилища над Иисусом. И там пытаются Спасителя оговорить, но Он молчит в ответ. Тогда первосвященник предпринимает последний шаг. Он говорит: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26:63). То есть первосвященник заклинает Иисуса именем Бога, чтобы Он прямо ответил им, кто Он. И Иисус на это не мог уже смолчать. Он должен был на это обращение с призванием имени Бога ответить прямо. И Он ответил первосвященнику: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64). Тут и проявляется все духовное падение первосвященника. Если уж он искренне хотел обрести истину и поэтому заклинал Иисуса именем Божиим, то, получив ответ, должен был признать Иисуса как Сына Божия. Но первосвященнику это было не нужно, он желал подловить Иисуса, чтобы обвинить Его, а потому тутже обращается к членам Синедриона: «Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!» (Мф. 26:65). И этого было достаточно, чтобы повести тогда Иисуса к римскому наместнику Пилату.

Иудеи пришли к Пилату и сказали: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). А прокуратор заинтересовался, Кто этот Человек. Почему иудеи так ходят осудить Его? И когда он стал разбираться, то сказал: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23:4). Более того он посылает Иисуса на суд к находившему по случаю праздника Пасхи правителю Галилеи Ироду Антипе, сыну Ирода Великого, потому что Иисус был именно из этой области Палестины. И когда к Ироду привели Иисуса, то правитель стал просить, чтобы Тот показал ему чудеса, но Иисус ничего этого не делал, как не делал никогда чудес, чтобы кого-либо удивить или развлечь. Ирод, посмотрев на Господа, решил вернуть Иисуса Пилату на суд, говоря тем самым, что не возьмет на себя суд над Ним.

Пилат не чувствует за Иисусом вины и хочет отпустить Его, но иудеи начинают кричать: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19:12). То есть они начали шантажировать Пилата. И ему приходится, боясь за самого себя, приказать бить Иисуса. Бьют Его от головы до ног два римских воина специальными бичами, привязанного к столбу в полусогнутом положении. Следы от побоев, оставленные на Туринской Плащанице, рассказывают о том, что на Иисусе не было живого места от ударов. А на голове Его еще и кровоточили раны от шипов сплетенного в насмешку тернового венца. Поэтому, когда Христос был распят на Кресте, то смерть быстро пришла к человеческому естеству Господа, потому что Он до этого претерпел страшную муку.

Это беззаконное судилище над Иисусом происходило в ночь с четверга на пятницу. Уже утром Его повели на Голгофу, что переводится как «череп», потому что эта гора напоминала человеческую голову. На вершине этого холма был водружен Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос – Божественный Агнец, вземлющий на Себя грехи всего мира.