Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Яшалте

19 мая 2024 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в церкви святых мучеников Адриана и Натальи села Яшалта.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Элистинской епархии.

После чтения Евангелия Правящий архиерей обратился к собравшимся со словом проповеди: «Христос Воскресе! Это радостное приветствие мы произносим все дни празднования Пасхи. И вдруг среди пасхальной радости звучит повествование о том, как Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, идут к Пилату с просьбой снять распятого Иисуса с Креста и похоронить. Это повествование снова возвращает нас к событиям Страстной седмицы. Церковь делает это преднамеренно, чтобы за нашим праздничным настроением мы бы не забыли тех, кто был верен Господу даже тогда, когда казалось, что от Него отказался весь мир: ученики Его в страхе разбежались, на Голгофе рядом со Спасителем находились только Его Пречистая Матерь, несколько женщин, пришедших за Ним из Галилеи, и самый юный апостол – Иоанн Богослов. Именно эти люди остались верны Господу, когда ожидания еврейского народа Иисус не оправдал. Жители Иудеи отвернулись от Него, потому что Он не провозгласил Себя царем. Иисус не стал тем ожидаемым евреями Мессией, Который бы стал земным правителем и возвеличил Израиль среди других народов земли. Спаситель же показал, что Царство Его не от мира сего (ср. Ин. 18:36). Он пришел не для того, чтобы властвовать над людьми, но чтобы послужить им. И такой Христос оказался не признан жителями Иудеи, поэтому, как это часто бывает, их отношение к Нему быстро изменилось от прославления к ненависти и осуждению на смерть.
На Голгофе у Креста мы видим лишь несколько женщин с еще совсем юным Иоанном, а храбрые взрослые мужчины-апостолы в страхе разбежались. И сегодня мы вспоминаем тех, кто был верен Спасителю не только воскресшему, но и распятому, и пребывающему во гробе. Женщины – смиренные создания, любящие и терпеливые. Они сердцем своим чувствовали, а не умом осознавали. Не через разум и изучение Священного Писания они пришли к Иисусу, но душой почувствовали в Нем Божественное, Великое, то, чего нет у других людей. Поэтому женщины не отказались от Христа. Так было и в нашем недавнем прошлом, когда в советские годы храмы были наполнены женщинами. Поэтому даже возникло выражение: «Белые платочки спасли Церковь», потому что действительно все десятилетия советской власти Церковь жива была этими скромными труженицами-христианками.
Сегодня мы призваны к тому, чтобы вспомнить женщин, оставшихся верными Господу, и двух Его учеников – Иосифа и Никодима, людей состоятельных, влиятельных, входивших в состав Синедриона. Они понимали, что никто не поможет этим женщинам снять с Креста и похоронить Иисуса. Тогда Иосиф и Никодим решаются идти к римскому прокуратору, чтобы просить его разрешения похоронить Спасителя. Они торопятся быстрее, до наступления темноты и покоя Субботы, снять Иисуса с Креста, обернуть погребальными пеленами и похоронить во гробе-пещере. На Востоке был обычай – в первые дни после погребения, пока тление еще не коснулось тела умершего, можно было прийти на гроб, отвалить камень, которым закрывался вход в пещеру и поплакать там. Поэтому женщины даже в Субботу, когда все должны пребывать в покое, ищут благовонные вещества, которые по-славянски называются «миро», чтобы помазать тело Господа этими маслами, как положено было по иудейской традиции. Они ждут, когда Суббота закончится и на восходе нового дня, который у нас теперь именуется Воскресеньем, спешат ко гробу, чтобы совершить все положенное с телом Спасителя. Они спешат, думая только об одном: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3).
Подойдя к пещере женщины видят, что камень отброшен от входа в гроб. Они заходят туда и видят, что каменное ложе, на котором лежало тело Иисуса, опустело и только юноша в сияющих одеждах сидит и говорит им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16:6). И говорит им еще, чтобы они шли и возвестили об этом ученикам Христовым. Мы знаем от Евангелистов, что апостолы Петр и Иоанн, услышав об этом, бежали, чтобы проверить подлинность их благой вести. Они спешили убедиться во всем сами, потому что не доверяли свидетельству женщин. Но Господь по Своем Воскресении является сначала Своей Пречистой Матери, Которая не оставила Его, потом женщинам-мироносицам, а только после является апостолам, укоряя их за жестокосердие и неверие. И мы сегодня чествуем тех, кто был верен Христу всегда, не только Воскресшему, но и распятому, пребывающему во гробе – праведных Иосифа и Никодима, и святых жен-мироносиц, которые не только тогда несли благовонные масла, называемые «миро», но и теперь несут мир душам нашим!».

По заамвонной молитве владыка Юстиниан совершил славление святым женам-мироносицам, поздравил всех женщин с праздником и призвал их помнить о долге женщины-христианки.

Также архиепископ Юстиниан напомнил собравшимся о том, что сегодня день смерти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова и вместе с верующими пропел величание прославленному генералиссимусу.

В завершении Владыка наградил активистов прихода благодарностями Элистинской епархии.

После богослужения архиепископ Юстиниан помолился на могиле Андрея Николаевича Баранова -
общественного деятеля, ктитора храма Адриана и Натальи.

Проповедь архиепископа Юстиниана

В пасхальные дни мы стараемся делиться своей радостью друг с другом и разнести благую весть о Воскресении Христовом как можно шире. Мы стараемся в это время ходить друг к другу в гости, поэтому и я, как архиерей, поспешил сегодня в Яшалту, чтобы разделить с вами радость молитвенного общения. Мы стремимся прийти и к нашим усопшим, чтобы на кладбище над их могилами сказать: «Отцы, матери, братья и сестры наши, радость какая – Воскрес Христос! Не только для тех, кто еще совершает свое земное служение, но и для вас, кто телом своим во гробе почивает, но душой радуется ». Для всех пришла радость Воскресения Христова!
Сегодня день кончины Александра Васильевича Суворова. Он был тем человеком, который своей жизнью являет пример для каждого из нас, потому что он был подлинным христианином. Свое воинское служение он нес именно как христианин. Александр Васильевич всегда строго постился, вел очень благочестивый образ жизни и в то время, когда он не нужен был государю, а такое бывало довольно часто, потому что он был правдорубом, поэтому его отправляли в деревню, которая ему принадлежала, всегда посещал храм и там читал и пел на клиросе. Человек, имеющий высшие военные чины , достигший даже звания генералиссимуса, исполнял клиросное послушание. Вот пример – какими бы ты высокими не обладал званиями, не стесняйся своей веры. Более того, знание православного богослужебного Устава и гимнографии, позволили Александру Васильевичу написать особый покаянный канон, который соответствует всем требованием церковных песнопений. Он гордился тем, что он русский и православный. Как жаль, что многим, ныне покинувшим страну, не достает мужества с честью называть себя русскими. Пусть его жизнь будет для нас примером – да не устыдимся никогда своей веры и Отечества и будем всегда с радостью и честью говорить: «Я русский и православный»!