Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан открыл работу семинара для педагогов по воспитанию детей дошкольного возраста

20 мая 2024 года в Духовно-просветительском центре Казанского кафедрального собора города Элисты состоялся научно-практический семинар «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе традиционной религиозной культуры».

Мероприятие организовано Отделом религиозного образования Элистинской епархии совместно с сектором  по дошкольному образованию Издательства «Русское слово».

Поддержку в подготовке семинара оказали: Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования (КРИПКРО) и Управление образования Администрации города Элисты.

В качестве слушателей были приглашены руководители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений города Элисты и ряда районов Республики Калмыкии.

Основным докладчиком семинара выступил Баатр Егоров, кандидат педагогических наук, научный руководитель проекта по дошкольному образованию Издательства «Русское слово».
На открытии семинара присутствовали архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, заместитель главы администрации горда Элисты Дмитрий Довгополов, главный администратор Центрального хурула Бадма-гецул и ректор КРИПКРО Лилия Мунчинова.
Открывая мероприятие, архиепископ Юстиниан отметил необходимость опоры воспитательных программ на ценности традиционных религий и подчеркнул необходимость развития дошкольных программ воспитания с казачьим культурным компонентом. По мнению Правящего архиерея казачья культура позволяет построить воспитательный процесс с учетом общего исторического опыта казаков: православных и буддистов, русских и калмыков.

«Жития святых часто начинаются такими словами: «Святой происходил из благочестивой доброй семьи». И это может показаться литературным штампом – упоминание благочестия и доброго воспитания, которое будущий святой получал в семье, но чаще всего это действительно было так. Есть определенная закономерность в том, что добрые качества накапливаются с годами, из поколения в поколение, а не возникают сами по себе из ниоткуда. Недаром издревле, когда родители молодых людей задумывались о том, чтобы соединить их узами брака, то говорили о происхождении жениха и невесты – из какой семьи, потому что очень многое можно было понять по тому, кем были предки у возможного супруга, в какой среде он воспитывался.

Со времен Древней Греции известно о том, что беременных женщин старались выводить в красивые места, давали им слушать музыку, показывали красоту архитектуры, то есть понимали, что становление младенца начинается уже в утробе матери: не только физически, но и душевно, и духовно. 
Во все времена и во всех традиционных обществах и религиях к созданию семьи и воспитанию детей относились с максимальной серьезностью. И в советское время, как помнят люди старшего поколения, делу воспитания уделяли тоже очень большое внимание. Идеологи социализма исходили из того, что жизнь человеческая должна быть максимально общественной. Поэтому в квартирах были маленькие кухни, поэтому массово строились ясли и детские сады – планировалось, что дети будут рождаться и отдаваться на воспитание государству. То есть всегда было понимание особой важности роли воспитания в формировании личности, может быть кроме последних двадцати-тридцати лет, когда было заявлено, что у нас нет обязательной идеологии. За это время выросло поколение людей, которые рожают детей и не знают нужно ли воспитывать или нет, и как вообще воспитывать: может быть дать детям полную свободу, а они сами как-нибудь вырастут. К счастью, мы сегодня возвращаемся к осознанию важности воспитания и привития ребенку традиционных духовных и нравственных ценностей.
Позабытый ныне многими Антон Семенович Макаренко говорил о том, что дело воспитания имеет успех там, где воспитуемый не замечает, что его воспитывают. И воспитатель, по мысли великого педагога, не должен замечать, что он занимается воспитанием, но должен воспитывать самим своим образом жизни, своим примером. И мы должны об этом помнить, не отдавая воспитанию лишь какую-то часть своего времени, но постоянно стараясь быть  образцом для детей. Вспоминая свое детство, время пребывания в дошкольном учреждении, я могу свидетельствовать, что очень хорошо тогда понимал, что я верующий, что мне нравится посещать храм. Помню недоумение моей воспитательницы в детском саду после того, как она меня спросила: «Что ты строишь в песке?». Я ответил: «Я строю монастырь». Это было после визита в Троице-Сергиеву лавру. Она сказала: «Какие монастыри? Сейчас нет монастырей». И я тогда возмутился со всей детской непосредственностью: «Как же нет? Я был в монастыре. Я видел монастырь». Перед  поступлением в школу на праздник Успения Божией Матери мы с бабушкой пошли  в храм, и проходить нужно было мимо дома, где жила учительница, в класс к которой я попал. И вскоре после начала учебного года она стала мне говорить, что если я буду ходить в храм, то все об этом узнают,  и меня не примут в октябрята. И мне, ребенку, было очень больно слышать эти слова, потому что я уже тогда знал, что она дочь священника. И для всех нас важно сегодня осознавать, что все, что происходило с нами в четыре-пять-шесть лет от роду, участвовало в формировании нашей личности, стало фундаментом нашего последующего становления. Поэтому необходимо с большим вниманием относиться  к детям, даже самым маленьким, не пуская воспитание на самотек», - сказал архиепископ Юстиниан.

В ходе семинара Баатр Егоров дал участникам семинара практические рекомендации по включению программ духовно-нравственного и патриотического воспитания в работу дошкольных учреждений и ответил на вопросы собравшихся.

В завершении участникам была показана презентация о деятельности Казачьего детского сада города Городовиковска.