Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

2 июня 2024 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431), архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве был совершен крестный ход вокруг Казанского собора.

По окончании Высокопреосвященный владыка обратился к верующим с напутствием и поздравил с днем тезоименитства сотрудников храма и прихожанок, носящих имя святой Фотинии - Светланы.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Каждый добрый христианин, приходя на Божественную Литургию, стремится не только помолиться, но и услышать слово священнической проповеди для научения вере и вразумления. И проповедовать для священнослужителя – это не право, а обязанность, чтобы в эти краткие минуты обратиться к чтениям из Апостола и Евангелия, положенным на этот день Уставом.
Сегодня за богослужением читается Евангелие, в котором рассказывается как Христос проходил по Палестине. Палестина не велика по территории, но имеет свои географические особенности и специфическое население. Среди иудейских поселений был район, где жили самаряне. Самаряне близки и по роду, и по вере к иудеям, однако, между иудеями и самарянами всегда тлела вражда и недовольство друг другом. Когда иудеи шли в паломничество через самарянские земли, то старались поскорее обогнуть их поселения, чтобы не вступать в конфликты. Господь же специально идет через эти места и, дойдя до самарийского города Сихарь, Он остановился у колодца, потому что и Ему, и апостолам нужно было отдохнуть и подкрепить силы. Та снедь, которая была у них с собой, закончилась и апостолы, оставив Учителя, пошли в город, чтобы купить пищу.
В полдень жаркого дня Спаситель видит женщину с водоносом, которая спешит к колодцу за водой. И у них происходит разговор, который должен быть в памяти каждого из нас. Женщина удивилась, когда Иисус обратился к ней с вопросом, потому что Он иудей, а она самарянка, более того – Он мужчина, а она женщина, а на Востоке было не принято, чтобы мужчина заговаривал с незнакомой женщиной. Господь же, стараясь разрешить ее недоумение, постепенно стал подводить ее к тому, чтобы она поняла, Кто с ней говорит. Спаситель просит ее привести с собой мужа, на что она смущается и отвечает: «У меня нет мужа» (Ин. 4:17). Иисус же говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18). Тогда самарянка поняла, что перед ней действительно Великий Человек, Пророк, который, видя ее в первый раз, знает ее прошлое, а значит и может подсказать, как ей достигнуть спасения. Она спрашивает тогда о том, где истина, потому что иудеи поклонялись Богу в Иерусалиме, а самаряне, которых не пускали в Храм, поклонялись на горе Гаризим. Иисус отвечает ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. <…> Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21,23).
Господь подводит самарянку к откровению, что Он есть подлинно Христос, Которого ждут и иудеи, и самаряне. Тогда эта женщина, оставив свой водонос, может быть для того, чтобы напоить Иисуса, а может быть, чтобы скорее сообщить эту новость остальным, поспешила в город, чтобы сообщить своим близким, соотечественникам, что рядом с их городом Сам Мессия. И действительно, услышав эту весть от женщины, уважаемы граждане города вышли к колодцу и, пообщавшись с Господом, скорее не умом, а сердцем почувствовали в Нем Христа. Они, самаряне, ненавидящие иудеев, зовут Его в свой город. Спаситель беседовал с ними два дня и они исповедовали Его: «Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).
Нынешнее Евангелие удивительно перекликается с сегодняшним Апостольским чтением. Там говорится о том, что апостолы сначала не дерзали проповедовать Христа не иудеям. Даже когда они приходили в языческие города, то проповедовали только в синагогах. Но в Антиохии к слушателям апостолов стали присоединяться не только евреи, но и люди других национальностей, которых было множество в этом великом городе. Поначалу апостолы испытывали некую робость: имеют ли они право язычникам проповедовать о Христе, но потом, помолившись пришли к согласию, что нельзя замолчать о Господе и не говорить о Нем другим народам. Тогда Павел, которого Лука еще именует Савлом, и Варнава проповедуют там и ко Христу обращается великое множество людей самых разных национальностей.
Именно там, в Антиохии, где проповедовали апостолы Варнава и Павел, члены Церкви стали впервые называться Христианами (ср. Деян. 11:26). То есть вот оно подлинное смысловое соединение нынешних чтений из Священного Писания – самаряне величают Иисуса Христом, а позже его последователей в Антиохии стали именовать христианами. Христос, если переводить на русский язык, означает Призванный Богом, Помазанный Духом Святым. Помните, что и мы, христиане , по вере нашей через таинство крещения призваны и помазаны Духом Святым. И чтобы более полно ощутить благодать Духа Святого на прошедшей седмице в день Преполовения Пятидесятницы совершалось освящение воды как напоминание нам о скором празднике в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. И в эти жаркие дни мы особенно остро ощущаем этот символизм – как приятно и живительно в зной ощутить на себе капли прохладной воды, так живительно и для души нашей принятие благодати Святого Духа.