Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

3 июня 2024 года, в седмицу 5-ю по Пасхе, Владимирской иконы Божией Матери, равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

К богослужению из алтаря храма был вынесен ковчег с частицами мощей святых равноапостольных Константина и Елены, который был передан в дар Элистинской епархии в 2018 году.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан совершил славление поминаемым святым.

В завершении Владыка поблагодарил собравшихся за совместную молитву и поздравил именинников храма, носящих имена Константина и Елены.

Проповедь архиепископа Юстиниана


По мере того, как вера во Христа Воскресшего распространялась среди жителей Римской империи и все больше умов обращалось к Тайне Боговоплощения, крепла уверенность в том, что мир языческий должен уступить свое место Христианству. И это стало свершаться очень быстро, буквально на глазах свидетелей этих событий. Император Константин, движимый лишь поиском Истины, как человек мудрый, понимал, что все в этом мире преходящее, в том числе и императорская власть, поэтому он искал вечной Правды и обрел ее для себя в Христианстве. Но, как часто это бывает и у нас, когда мы сами обретаем веру во Христа, но близких своих не можем привести в Церковь, ему нужно было найти в себе решимость открыто провозгласить свою веру и привести к истинному Богу свою империю. Для этого ему нужно было публично отречься от языческих богов, а это было потому сложно, что римляне, только малая часть которых составляли христиане, не больше пятнадцати процентов, сильно держались за старину и традиции. Может быть жители империи уже и не верили в самих языческих богов, но в их почитании они видели себя наследниками предков. Христианство же было настолько ново, что им казалось, что оно не имеет укорененности в древности и поэтому не может быть провозглашено государственной религией.

Следование за Христом – это всегда великая тайна, и каждый к Нему приходит по-своему. И император Константин, размышляя о том, какое ему принять решение: оставаться тайным христианином или попытаться привести к Богу своих подданных, был подвигнут к решительной проповеди одним чудесным обстоятельством. Он находился в состоянии войны с августом Максенцием, чье войско было более многочисленным и сильным, чем войско Константина. Тогда перед решающим сражением будущему великому императору Римской империи во сне явилось изображение Креста и прозвучали слова: «Этим победишь». Константин приказал нанести это изображение на щиты воинов и во время сражения все великое войско Максенция обращается в бегство. Для императора это стало ответом на мучавшие его сомнения – он решил открыто исповедовать себя христианином и обратить ко Христу свою империю. В 313 году Константин прекращает гонения на христиан и Христианство приобретает статус защищенной законом религии, а через несколько лет решается и на то, чтобы сделать Христианство государственной религией Римской империи.

В Риме император почитался верховным жрецом всех многочисленных языческих культов, которые там были. То есть для Римской империи было естественным воспринимать императора молитвенником и ходатаем за подданных перед всеми богами, поэтому, когда Константин принимает Христианство, Церковь с благодарностью принимает его заботу. Ни у кого не было сомнений, что правитель, уверовавший во Христа, будет защищать Церковь Христову. А сам Константин именовал себя епископом внешних дел Церкви. При нем его мать святая царица Елена отправляется в Палестину и проводит раскопки в Иерусалиме с целью найти святые места, связанные с земным служением Господа Иисуса Христа. Это был колоссальный труд, потому что в 77 году по Рождестве Христовом Иерусалим был разрушен до основания, а в 135 году на его месте был построен римский город Элия Капитолина, в котором уже ничего не напоминало об устройстве бывшей столицы иудеев. Но с помощью Божией и при больших усилиях царица Елена смогла отыскать место Голгофы, пещеру, в которую был сброшен Крест Христов после распятия и Гроб Господень, где произошло Воскресение. Там, в Палестине, при поддержке императора Константина были построены величественные храмы на месте Гроба Господня, а также в Вифлееме на месте Рождества и на горе Елеон. Эти церкви были величественными, и тот храм Гроба Господня в Иерусалиме, который мы знаем сегодня, сильно уступает по масштабу, красоте и вместительности храму, построенному Константином и Еленой.

Император Константин не жалел средств на строительство христианских храмов по всей Римской империи. Для того, чтобы Церковь пришла к единству и согласию в своем вероучении, он приглашает лучших богословов на Соборы, оплачивая их дорогу и проживание. Епископы со всех концов империи приезжают, чтобы обсудить вопросы веры. Во времена императора Константина происходит Первый Вселенский Собор, на котором принимаются основные догматы, истины Церкви Христовой. И чистота веры, исповедуемая христианами после Никейского Собора, и строительство величественного храма Воскресения Христова в Иерусалиме, стали основанием праздника, именуемого нами Всемирным Воздвижением Креста Господня. Царица Елена в буквальном смысле раскопала Крест Христов, а император Константин воздвиг и прославил его пред всем миром. И мы призваны, каждый из нас, как храмовое здание состоит из множества кирпичей, и не один из них не должен дать трещину, чтобы не обрушилось все строение, вот так и мы призваны быть твердыми в своей вере, хранить Истину Христову и не быть слабыми, чтобы Церковь Христова стояла во век и, по слову Господа, врата ада не одолели ее (Мф. 16:18)!