Расписание
Помочь

В праздник святых апостолов Петра и Павла архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

12 июля 2024 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия Архипастырь обратился к собравшимся: «Сегодня на богослужении мы слышим отрывок из Второго послания апостола Павла к коринфянам. Это его размышления о тех годах, которые он посвятил проповеди Евангелия. Вспоминая это время, апостол Павел удивляется силе Божией, которая может действовать через человеческую немощь. Он был удивительным человеком сильной воли, но физически довольно слабым. Согласно Преданию, внешне Павел не был красив, то есть его внешность не располагала к особому почтению, что было особенно важно для эллинов, которые считали, что красота души должна сочетаться с красотой физической. У апостола же не было ни телесной красоты, ни здоровья, но у него были сильная воля и горячее желание служить Богу. Поэтому он удивляется тому, что, испытывая трудности, был часто на грани смерти во время своих миссионерских путешествий, Господь чудесным образом спасал его и укреплял для продолжения проповеди Евангелия. Павел страдал от тяжелой болезни. Он сам пишет о том, что трижды просил Бога избавить его от этой болезни, этого аггела сатанинского, но Господь ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). И это был ответ Божий на все вопросы Павла и всей Церкви, потому что из него становится понятно, что проповедь Евангелия, созидание Церкви на земле в кратчайшие сроки возможны только через помощь Божию, а не через заслуги людей. Эту мысль старался донести апостол Павел до своих учеников.
Евангельское же чтение рассказывает нам ныне о Петре. Напоминает тот судьбоносный момент, когда Иисус спрашивает апостолов, за кого почитают Его люди, и слышит в ответ: Иоанном Крестителем, Илией или одним из пророков. Тогда Спаситель спрашивает, кем почитают Его сами апостолы, и слышит в ответ только голос Петра, потому что остальные еще были в неведении, боялись: «Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Господь утверждает слово Петра, говоря, что это действительно так, сказав: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). И более того, Спаситель называет Симона Петром, что в переводе означает «камень», и говорит: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Это обещание в этот момент дается только Петру, потому что другие апостолы еще не были готовы признать Иисуса из Назарета Мессией. Тем самым Иисус призывает остальных апостолов поскорее воспринять веру Петра, и, если они так же будут веровать, то получат ту же власть и силу, что и Петр. И мы видим, что, после Своих смерти на Кресте и Воскресении, Господь обращается уже ко всем одиннадцати ученикам, говоря: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).
Читая евангельское повествование , мы не должны вырывать из контекста отдельные строки и говорить, что только Петру дана власть разрешать грехи. Господь призвал всех Своих учеников веровать, что Он Христос, Сын Бога живаго, и всю Церковь стоять в этой вере во веки веков. Иисус Христос есть воистину вочеловечевшийся Бог – на этой вере стоит наша Церковь. И она будет стоять до скончания сего мира, потому что Церковь – это не здания, а вера и духовная жизнь людей. Материальные здания храмов могут разрушаться, но пока вера в Иисуса Христа как подлинного Сына Божия крепка – Церковь будет жить, ожидая с радостью Второго пришествия в мир своего Спасителя!
».

По заамвонной молитве владыка Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление первоверховным апостолам Петру и Павлу.

В завершении богослужения Правящий архиерей поздравил верующих, носящих имена поминаемых святых, с днем тезоименитства.

Проповедь архиепископа Юстиниана

«Размышляя о подвиге апостолов Петра и Павла, об их жизненном пути, мы понимаем, что они очень разные люди. Один – рыбак из Галилеи, а второй – интеллектуал, римский гражданин, который мог учиться у лучших учителей. Апостол Петр был среди тех, кого Господь призвал от их рыболовного промысла, и они видели Спасителя во время Его земного служения. Павел же был призван Христом уже по Своем Вознесении. То есть, по внешним обстоятельствам их жизни Петр и Павел очень разные. Их объединяет нечто главное- горячее желание служить Богу и проповедовать Христово Евангелие. Именно поэтому апостолы Петр и Павел удостоились наименования первоверховных , потому что их служение Церковь восприняла как необходимое и равное по своей важности.
Конечно, было бы легче и для проповедников, и для создателей церковных песнопений посвятить один день Петру, а другой – Павлу, потому что и в богослужебных текстах, воспевая одного, нужно и другого упомянуть, говоря проповедь, необходимо сказать и Петре, и о Павле. А они, повторю, настолько разные по обстоятельствам своей жизни и служения, что сложно найти точки соприкосновения. Но их объединяет главное – горячее и искреннее служение Христу.
Апостол Павел не был красив, но совсем иным мы видим его, изображенным на иконах. Известно, что он был невысок, сутуловат, его действия были полны нетерпеливой живости, а на иконах его изображают высоким, статным, с высоким лбом, исполненным благородства и красоты. Этим, кстати, отличается икона от портрета. Икона передает нам духовный мир человека, а портрет передает нам лишь телесную схожесть. Часто так и бывает, что человек невзрачен с виду, но притягивает к себе красотой своей души, что мы и видим на изображениях апостола Павла.
Мы чествуем ныне Петра и Павла – столпов Церкви, столпов богословия и духовности. Они живы и продолжают участвовать в истории Церкви. Мы помним и в житии преподобного Петра, царевича Ордынского, как апостолы Петр и Павел явились ему и указали на место, где должно построить храм в честь них. И множество раз они являлись разным верующим на всем пути существования Церкви Христовой. То есть они не ушли от нас куда-то далеко по окончании своих земных трудов, но остаются с верующими и Церковью, для утверждения которой они положили свои труды и саму жизнь
».