Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан представил восстановленный эскиз иконостаса первой походной калмыцкой церкви

12 июля 2024 года в Духовно-просветительском центре Казанского кафедрального собора города Элисты состоялась презентация восстановленного эскиза
иконостаса походной церкви Воскресения Христова 1725 года.

Цветное изображение иконостаса создано на основе сохранившихся исторических документов художницей Светланой Санджиевой.

Техническое содействие оказывала фотостудия «Камелот» во главе с Сергеем Самойловым.

Научным консультантом проекта выступал ученый Калмыцкого научного центра РАН, доктор исторических наук Сергей Белоусов.

Воссоздание изображения иконостаса приурочено к предстоящему празднованию 300-летия первого походного храма для Калмыцкой степи, который был передан крещеному калмыцкому князю Петру Тайшину в феврале 1725 года.

Изображение иконостаса представил общественности региона архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Владыка отметил важность сохранения и популяризации исторических событий, связанных со становлением и развитием русско-калмыцких отношений. Архипастырь подчеркнул, что Калмыкия сегодня являет пример единства и согласия представителей разных народов и религий, в том числе благодаря бережному и уважительному отношению к наследию предков.
Правящий архиерей напомнил, что презентация приурочена к празднику святых апостолов Петра и Павла, а также ко дню памяти преподобного Петра Ордынского, так как имя святого Петра было дано в крещении внуку хана Аюки, а преемником его был сам император Пётр Первый.

Подробно о процессе восстановления изображения рассказала художница Светлана Санджиева. Она поделилась тем, как проходили этапы работы, как воссоздавались отдельные элементы иконостаса и как удалось распознать текст-посвящение.

С поздравлениями по случаю презентации эскиза иконостаса к собравшимся обратились Председатель Общественной палаты Республики Калмыкия Батыр Мучаев, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения Калмыцкого государственного университета имени  Б.Б. Городовиков Мерген Горяев и руководитель музея  Калмыцкого государственного университета имени  Б.Б. Городовикова, член Союза художников Российской Федерации, эксперт в области религиозного искусства Герля Нурова.

В завершении архиепископ Юстиниан наградил Благодарностью Элистинской епархии художницу Светлану Санджиевой «за труды по созданию цветного эскиза иконостаса первой походной церкви для Калмыцкой степи».

Правящий архиерей также наградил Благодарностью руководителя
Центра сохранения и развития калмыцкой культуры и традиций «Верблюжий остров» Леонида Очиргоряева 
«в честь дня памяти небесного покровителя Калмыкии преподобного Петра Ордынского и в знак признательности за сотрудничество с Элистинской епархией в области сохранения народной культуры и традиций».

Презентация завершилась выступлением заслуженного артиста Республики Калмыкия Нарана Довдунова, который исполнил русскую и калмыцкую народную песни.

Слово архиепископа Юстиниана

Русская Церковь сохранила память о том, что монголы были знакомы с Христианством, и не просто знакомы, а были искренними христианами много веков назад. И память о христианах древних, о том, что и среди воинов хана Бату были христиане, подвигла калмыков уже в более поздние времена в XVIII веке быть расположенными к крещению. Поэтому один из членов дома хана Аюки, а его правление – время наибольшего процветания и могущества калмыков, его внук принял Крещение. И император Петр Великий был рад этому событию, дав согласие, чтобы внука калмыцкого хана крестили с именем в честь апостола Петра, думаю, держа в памяти и пример почитаемого святого конца Xlll- го века - преподобного Петра, царевича Ордынского. Крещеный князь вошел в историю под именем Петра Тайшина Император подарил своему крестнику специально изготовленный походный храм-кибитку, освященный в честь Воскресения Христова. Опираясь на сохранившиеся сведения, прихожане нашего Казанского собора брат и сестра Сергей и Светлана реконструировали, представили в цвете внешний вид иконостаса из, к сожалению, не сохранившейся Воскресенской церкви. Понятно, что-то пространство передвижного храма, невелик был и иконостас, но который должен был донести для обитателей степи самые важные истины христианской веры. Так, на Царских вратах имеется традиционное изображение Благовещения Богоматери архангелом Гавриилом – от этого начинается история спасения Богом человечества, изображения четырех евангелистов, которые оставили нам рассказы о земном служении Спасителя. С северной стороны от Царских врат находится икона Рождества Христова, а с южной – икона Воскресения Христова, как два важнейших события из земного служения . То есть мы видим на иконостасе историю нашего спасения – Сын Божий приходит на землю, воплощается от Пречистой Девы Марии, принимает смерть на Кресте за наши грехи и воскресает на третий день, побеждая смерть, чтобы привести нас к жизни вечной. И также мы видим на иконостасе изображения апостолов Петра и Павла, которые много потрудились для распространения Евангелия. То есть иконостас, пусть и столь малый, должен рассказать человеку, который не умеет читать, об истинах христианской веры.
Радостно, что инициативы Элистинской епархии находят поддержку среди творческой интеллигенции и общественности Калмыкии. То есть, мы находим общий язык и понимание, не сосредотачиваясь каждый на своих национальных и религиозных особенностях, но ища точки для взаимодействия. Оставаясь православным архиереем, я всегда стараюсь находить общий язык и понимание с Центральным хурулом.
В свою очередь хочу сказать, что, бывая за пределами нашей республики, я беру на себя миссию представлять не только православных жителей Калмыкии, но и буддистов. Напоминаю о славной истории калмыцкого народа и о его участии в утверждении Российского государства на Кубани, в Крыму, в деятельности Белого движения. Ратую за то, чтобы в Севастополе и в Керчи были памятные доски о том, что из этих мест уходил в эмиграцию после Гражданской войны Джунгарский калмыцкий полк. Прикладываю усилия и к возвращению буддистских святынь, которые волею судеб находятся в других регионах, в Калмыкию. Есть такая поговорка: «Долг платежом красен». Как деятельность Элистинской епархии находит поддержку среди всех граждан Калмыкии, так и я стараюсь представлять интересы Калмыкии, в том числе и ее буддистской части, за пределами республики.