Расписание
Помочь

В день памяти Петра Ордынского архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

13 июля 2024 года, Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов, день памяти преподобного Петра, царевича Ордынского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве владыка Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление преподобному Петру Ордынскому, небесному покровителю Калмыкии.

В завершении Архипастырь благословил собравшихся.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Читая в Евангелии о призвании апостолов, мы видим, что Господь творит чудо и они, рыбаки, не поймавшие за ночь ничего, вытаскивают сети полные рыбы. И в этот момент Спаситель повелевает им оставить этот богатый улов и следовать за Ним. Они нашли в себе силы оставить сети своим помощникам и родным и последовали за Христом. Господь сердцеведец, и, дай Бог, чтобы, когда Он нас призывает, мы бы не отказались от этого призыва. Бог прозревает лучше, чем мы сами, способности наши – что нам во благо. Мы совершили вчера чествование двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Один более проповедовал среди иудеев, а другой среди язычников. А сегодня мы чествуем двенадцать ближайших учеников Христовых – тех оставшихся со Спасителем одиннадцать апостолов и Матфия, который был избран на место отпавшего Иуды, восполнив число двенадцати. Они были свидетелями земного служения Господа. Апостолы сперва устно рассказывали об учении и чудесах Христовых, а потом и пытались написать большие или малые повествования об этом. Некоторые из этих писаний дошли до нас в виде четырех Евангелий. Но, конечно, попыток написать рассказ о земном служении Сына Божия было больше. До нас дошло только малое их количество и, возможно, когда-то мы обнаружим другие письменные свидетельства апостолов. Это естественно, потому что материал, на котором тогда писали: папирус или даже дорогой пергамент, истлевает, поэтому даже дошедшие до нас Евангелия и послания апостольские дошли до нас только в виде списков, копий, а не оригиналов, собственноручно написанных учениками Господними.

Видя подвиг святых апостолов, мы задумываемся о Промысле Божием, который каждого из нас призывает на свое служение. Каждый должен распознать те дарования, которыми наделил его Бог, и ими послужить Ему. А если кого Господь призвал для служения в Церкви, то пусть человек с особым трепетом подходит к этому, потому что мы помним слова еще Ветхого Завета: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10). То есть люди с почтением относятся к священнослужителю, но если он с небрежением относится к своему служению, то получает не благословение, а проклятие. И усердие апостолов, которых мы сегодня чествуем, есть для нас пример искреннего и полного служения Богу и Его Церкви.

Сегодня мы вспоминаем и преподобного Петра, царевича Ордынского. Он был племянником хана Батыя и двоюродным братом царевича Сартака. Будучи представителем ханского рода чингизидов, он пользовался всеми благами своего положения, но, вдруг, встречаясь с епископом города Ростова Великого, слыша от него о Христе, о чудесах, которые происходят от мощей угодников Божиих в его городе, юный царевич решается оставить Золотую Орду и идти на север, чтобы просить этого архиерея о крещении.

Мы знаем, что среди монголов было много христиан, и сам царевич Сартак был христианином, потому что действовал закон Чингизхана – никому не мешать исповедовать свою веру. Чингизхан и его ближайшие потомки при завоевании новых земель старались сохранить в целости святилища и лишь просили священнослужителей молиться о хане, о власти и о государстве чингизидов, освобождая церкви и священников от податей. Такое было установление в первое время в государстве монголов. Поэтому юный царевич Даир Кайдагул смог беспрепятственно уехать в Ростов Великий и принять там Крещение с именем Петр. И там юный царевич так полюбился местному князю, что известно, что он даже обедать не садился, пока не прибудет к нему Петр.

Однажды царевич Петр после охоты, утомившей его, заснул на берегу озера Неро. Во сне ему явились апостолы Петр и Павел, которые повелели ему построить церковь в честь них на этом месте и передали на это строительство деньги в двух кожаных мешочках. Когда Петр проснулся, то подумал, что это был обычный сон, но увидел рядом со своей головой два кожаных мешочка с монетами. Эти средства ему понадобились, потому что земля на берегу озера была дорогой и ему пришлось выкупить это место за солидную сумму, чтобы построить там храм, вокруг которого позже возник монастырь. В эту обитель в конце жизни ушел и Петр, принявший на старости лет монашество. Там хоронили монголов, которые были крещены и жили в Ростове Великом.

Святой Петр полюбил свою новую христианскую родину – город Ростов Великий. Однажды из Золотой Орды один из военачальников пошел набегом на земли Ростова и Ярославля. Князь и епископ, испугавшись, собрались бежать из города, но их остановил Петр, сказав, что монгольские войска не тронут город и его жителей. Он отправился на встречу этому военачальнику и представился, что он чингизид, что он «кость от кости», так говорят монголы, где мы употребляем выражение «плоть от плоти», этого отряда. Монголы тогда удивились, признали в нем царевича и город ими никак не был обижен. Таким образом царевич Петр спас свою новую малую родину от разорения.

Вскоре после смерти Петра стали почитать святым сначала в Ростове, а потом и в Москве. К нему, как к царевичу, относились с большим уважением. Поэтому мы дважды встречаем изображения преподобного Петра в царской усыпальнице в Архангельском соборе Московского кремля. Воистину монгольский царевич стал хранителем и защитником Руси, предстательствуя за нас пред Богом.