Расписание
Помочь

В праздник Преображения Господня архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.

По традиции в праздник Преображения Господня архиепископ Юстиниан прочитал молитву и совершил освящение плодов нового урожая. После чего священнослужители окропили святой водой фрукты и овощи, принесённые верующими.

В завершении Высокопреосвященный владыка поздравил элистинцев с праздником Преображения Господа Иисуса Христа.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Церковь особо выделяет двенадцать великих праздников в году – один из этих праздников Преображение Господне. Оно произошло ранней весной, незадолго до входа Христа в Иерусалим и Его распятия. Спаситель берет с Собой трех Своих учеников и поднимается на гору, где преображается перед ними: «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Таким образом Иисус открывает апостолам сияние Своей Божественной Славы, которую Он имеет всегда, но должен был, как неким покрывалом, прикрывать Своим человеческим естеством, чтобы не повредить нашему хрупкому человеческому естеству . Как свет солнечный разливается по всей земле, но мы не можем смотреть на Солнце без защиты, чтобы не ослепнуть, так и Господь лишь приоткрывает Петру, Иакову и Иоанну сияние Своей Славы настолько, насколько они могли вместить. Зреть Славу Божию в полной мере для человека невыносимо, поэтому Он и являет ее только отчасти, чтобы мы, узрев сияние Божества, не растаяли подобно воску, не ослепли .
Поднявшись на гору, увидев преображение своего Учителя, апостолы обнаруживают там Моисея и Илию, смиренно беседующих с Иисусом. Конечно, они не знали, как выглядят древние пророки, потому что в Ветхом Завете содержался запрет на изображения людей и не было икон как в Новозаветной Церкви, но Дух Святой открыл Петру, Иакову и Иоанну, что благообразные старцы, с которыми беседует Господь – пророки Моисей и Илия. Эти великие ветхозаветные праведники были велики ми авторитетами для иудеев, поэтому их явление и беседа с Иисусом как с Господином своим еще больше укрепило апостолов в убеждении, что их Учитель – Мессия.
Господь являет Свое преображение перед учениками, чтобы укрепить их в вере в Себя, чтобы, когда они увидят Его преданным и распятым, они не приняли Его за очередного самозванца, каких было много в истории Израиля, который провозгласил себя Мессией, но был побежден римской властью и позорно казнен. Спаситель являет свет Своего Божества, дабы Петр, Иаков и Иоанн засвидетельствовали, что Он добровольно восходит на Крест, беря на себя грехи мира и то, что для других является позорной казнью, поражением, для Него – победа над смертью. Как было положено по иудейскому закону, что свидетелей события должно быть двое или трое, чтобы признать его достоверность, так и Господь берет этих троих апостолов, самых авторитетных из Своих учеников, чтобы они, свидетельствовали об Иисусе перед другими Его учениками.
Святые отцы, рассуждая о событии Преображения, говорят о том, что в нем Господу предстал весь мир. Илия был живым взят на Небо, Моисей умер и, как и все люди, жившие до искупительного подвига Христа: и праведники, и грешники, душою своей пребывал в аду, апостолы были еще живы и пребывали на земле – все сущее: Небеса, земля и преисподняя склонились пред Христом.
Событие Преображения произошло ранней весной, то есть в период, когда у христиан идет Великий пост, поэтому, чтобы не отвлекать верующих от постных подвигов, не нарушать покаянного настроения Великой четыредесятницы радостным торжеством, Церковь устанавливает его празднование на конец лета, когда люди видят плоды своих трудов и радуются новому урожаю. В это время в Римской империи язычники устраивали разнузданные празднества, а Церковь, стараясь уберечь своих чад, установила в это время совершать духовное торжество, чтобы христиане, подобно морским рыбам, которые живут в соленой воде, но сами не становятся солеными, радовались бы новому урожаю, как и все жители империи, но не предавались греху, а возвышались духовно.
Издревле в праздник Преображения Господня люди приносили в храм для освящения плоды нового урожая. Мы благодарим Бога за эти плоды лета. Так в праздник Пятидесятницы мы украшаем храм свежей зеленью, чтобы порадоваться красоте природы, поблагодарить Бога за прекрасные цветы и травы, а ныне уже несем плоды трудов своих , чтобы воздать Ему славу за Его благодеяния и милость к нам. Да, сегодня многие жители городов забыли, каким бывает сельскохозяйственный труд, но и они поспешили со свежими фруктами в церкви, чтобы освятить их, потому что и сельский житель, и городской понимают, что при всех достижениях научно-технического прогресса без овощей и фруктов, без сельского хозяйства не может существовать человек. Будем славить Бога за Его благодеяния и милосердие к нам, за щедрые дары природы, которые мы вырастили благодаря Ему!