Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление преподобным Антонию и Феодосию Печерским.
В завершении Владыка совершил молебен святым Петру и Февронии Муромским, поминаемым в этот день.
После архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся с напутственным словом.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Господь учит нас, что все Священное Писание можно выразить в двух заповедях: о любви к Богу и любви к ближнему. Однако природа человека такова, что нам нужны уточнения и разъяснения, поэтому Бог даровал Моисею на горе Синай Скрижали Завета, на которых было дано разъяснение, как именно исполнять эти заповеди о любви. Со временем к Синайскому законодательству было дано множество толкований, и соблюдение всех требований религиозных запретов и предписаний стало практически невозможным для обычного человека. Однако, среди иудеев стали появляться знатоки Священного Писания и предания учителей- раввинов. Некоторые из ревнителей благочестия были богаты, и зачастую богатство доставалось им в наследство от родителей, поэтому такие люди могли не работать, а посвятить себя изучению Библейских книг и соблюдению всех многочисленных правил иудейского благочестия. Одним из таких людей был юноша, который обратился к Иисусу: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16).Юноша обращается к Спасителю как к известному Учителю, думая, что Он разъяснит ему какие-то неизвестные детали Закона, но Господь отвечает: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-19), то есть повторяет то, что и так написано в Законе Моисея. На это молодой человек не без гордости отвечает: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф. 19:20). Тогда Иисус поражает его словами: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Евангелист отмечает, что после этих слов юноша отошел опечаленным, а Господь сказал Своим ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). И мы можем понять, что юноша опечалился от того, что ему возможно было изучать Писание и следовать всем религиозным предписаниям, потому что он не трудился, ему не нужно было думать о том, как добывать себе пропитание. Все свое свободное время он посвятил исполнению законов благочестия. А если бы он отказался от своего богатства, если бы сам стал трудиться, то не смог бы так досконально следовать всем правилам, потому что у него бы не осталось на это времени и сил, что он прекрасно понимал. Поняли это и апостолы, потому что Господь привел для них очень яркий пример, говоря о том, что богатому, который держится за свое богатство, так же трудно войти в Царствие Божие, как верблюду пройти сквозь игольное ушко – узкий лаз в Иерусалимской городской стене, сквозь который животное могло пройти только согнувшись и без поклажи.
Евангельский отрывок заканчивается вопросом апостолов: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19:25), и ответом Господа: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). То есть именно Бог спасает нас. Да мы должны трудиться, стараться исполнять Заповеди, но Господь спасает нас из Своей любви к нам. И нам должно стремиться к исполнению заповедей о любви к Богу и ближним, говоря: «Не для себя мы трудимся, Господи, но ради славы Твоей»!
Сегодня мы вспоминаем преподобных Антония и Феодосия Печерских – начальников, то есть основателей, русского монашества. Их имена любимы и дороги для всего Православного мира и особенно для Русской Церкви. Преподобный Антоний вел аскетичный и уединенный образ жизни. Он поселился в пещере близ Киева и там совершал свой монашеский подвиг, но, как «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15), так и слава об удивительном угоднике Божием быстро разнеслась по окрестностям и к Антонию стали приходить ученики, которые выкапывали рядом свои пещеры, что привело к образованию целого подземного монашеского города. Преподобный Феодосий в свою очередь стал начальником монашества общежительного, потому что начал строить уже на земле над пещерами обитель с храмами и братскими корпусами. Имена этих подвижников дороги для нас и поэтому сегодня особенно больно видеть мерзость запустения в их обители – Киево-Печерской лавре, откуда выгнали православных монахов и сейчас там совершают свои «службы» раскольники.
Ныне чествуются и благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Они явили миру пример крепкой христианской семьи, за что и почитаются нами покровителями брака. Сегодня общество очень далеко ушло от их идеалов – количество разводов в нашей стране стремительно приближается к количеству заключенных браков. И мы усердно молимся к святым Петру и Февронии, чтобы они помогли вразумить наших соотечественников, укрепили христианские семьи и явились добрым примером настоящей любви!