Правящему архиерею сослужили личный секретарь протоиерей Евгений Гончаренко, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Садовое иеромонах Владимир (Алферов), диакон Иван Букатин, диакон Михаил Бадмаев.
По заамвонной молитве Высокопреосвященный владыка с сослужащим духовенством совершил славление Животворящему Кресту и освятил коливо в память усопших.
Затем Владыка обратился к верующим с архипастырским словом.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Сегодня мы празднуем Всемирное Воздвижение Креста Господня. Если перевести на русский язык название этого торжества, то становится более понятным его смысл – Всемирное Прославление Креста. Мы прославляем по всей вселенной Крест Христов, Искупительную Жертву Сына Божия, которую Он совершил на Голгофе за всех, любящих Его. Апостол Павел говорит о проповеди Христа распятого, что она «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Он объясняет, что для иудеев сама мысль о распятом Мессии – соблазн, потому что евреи ждали Царя, Который возвеличит Израиль над всеми земными царствами. Христиане же проповедуют, что Мессия пришел и это Иисус из Назарета, Который не только не искал земной власти, но и был казнен на Кресте. В это до сих пор не могут поверить иудеи, что Мессия пришел и принес не величие их народу, а Себя в Жертву за грехи всего человечества. Апостол говорит, что это и для эллинов безумие, потому что в языческом понимании Бог не мог стать истинным человеком. Бог – Дух, но, вдруг, Он ограничивает Себя и становится подверженным мукам плоти. Для греков это было невозможно представить, потому что они считали высшей радостью избавиться от оков человеческого тела. Именно поэтому Павел и говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).Нынешний праздничный день связан с именами святых равноапостольных императора Константина и царицы Елены. Они приложили множество усилий к тому, чтобы Крест Христов воссиял над Римской империей, где несколько веков продолжались гонения на христиан, а Крест боялись даже изображать, считая его символом позорной смерти. Святая Елена провела большие раскопки на месте разрушенного в 70-м году по Рождестве Христовом Иерусалима. Там она нашла множество мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Божией Матери, а на месте Голгофы, которая была уничтожена римскими властями, в подземной пещере обрела Крест Христов и гвозди, которыми Спаситель был прибит к Древу. Но это событие произошло в марте, мы же сегодня празднуем Прославление Креста, которое наступило после освящение Храма Воскресения Христова – колоссального сооружения, которое охватывало собой и Голгофу, и Гроб Господень. Святой Константин хотел быть в Иерусалиме на этих торжествах и принять Крещение в водах Иордана, но дела огромной римской империи не пустили его и все труды взяла на себя его мать святая Елена, однако равноапостольный император сердцем и душой был с ней, не жалея ресурсов для прославления Господа.
В эти сентябрьские дни Ветхозаветная Церковь, а иудеи и до ныне, совершала праздник, который называется Судный день. То есть в этот день подводятся итоги за год жизни человека: как Господь взвесит дела еврейского народа на весах Своего правосудия – даст ли еще существовать этому миру или грехи разрушат всю человеческую жизнь. Вот почему иудеи всегда с великим трепетом ожидали этого дня и называли его днем Суда. Церковь же в эти дни прославляет Крест Христов и объясняет, что Древо Крестное – это избавление христиан от страха смерти за грехи, потому что мы искуплены кровью Спасителя, и для нас Судный день- Второе Пришествие Христа – это не страх и трепет, а радость встречи с Господом. «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления: другому же легчащуся от прегрешения, к познанию богословия» (Великопостный тропарь 9-го часа) – так поет Святая Церковь. Мерило праведное, как называется в песнопении Крест Христов – это простейшие весы: перекладина и две чаши для груза. Господь был распят между двух разбойников. Тот разбойник, который был по левую сторону от Спасителя, начал насмехаться и хулить Его, другой же, распятый по правую сторону, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). И на Православном изображении Креста мы можем видеть нижнюю перекладину, которая правым концом смотрит вверх, а левым – вниз. Это и есть мерило праведное – хуливший разбойник, не принявший Христа, отправился в ад, а благоразумный, исповедавший свою веру перед смертью, услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Взирая бесстрашно, с радостью и надеждой на Крест Христов, мы уже предвидим праведный Суд Божий – если исповедуем Христа распятого, если прославляем всемирно Крест Христов и Воскресение, то непременно станем наследниками Царствия Небесного!