Расписание
Помочь

В праздник Воздвижения архиепископ Юстиниан совершил Литургию в храме села Садовое

27 сентября 2024 года, Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан посетил село Садовое и совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного.

Правящему архиерею сослужили личный секретарь протоиерей Евгений Гончаренко, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Садовое иеромонах Владимир (Алферов), диакон Иван Букатин, диакон Михаил Бадмаев.

По заамвонной молитве Высокопреосвященный владыка с сослужащим духовенством совершил славление Животворящему Кресту и освятил коливо в память усопших.

Затем Владыка обратился к верующим с архипастырским словом.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Сегодня мы празднуем Всемирное Воздвижение Креста Господня. Если перевести на русский язык название этого торжества, то становится более понятным его смысл – Всемирное Прославление Креста. Мы прославляем по всей вселенной Крест Христов, Искупительную Жертву Сына Божия, которую Он совершил на Голгофе за всех, любящих Его. Апостол Павел говорит о проповеди Христа распятого, что она «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Он объясняет, что для иудеев сама мысль о распятом Мессии – соблазн, потому что евреи ждали Царя, Который возвеличит Израиль над всеми земными царствами. Христиане же проповедуют, что Мессия пришел и это Иисус из Назарета, Который не только не искал земной власти, но и был казнен на Кресте. В это до сих пор не могут поверить иудеи, что Мессия пришел и принес не величие их народу, а Себя в Жертву за грехи всего человечества. Апостол говорит, что это и для эллинов безумие, потому что в языческом понимании Бог не мог стать истинным человеком. Бог – Дух, но, вдруг, Он ограничивает Себя и становится подверженным мукам плоти. Для греков это было невозможно представить, потому что они считали высшей радостью избавиться от оков человеческого тела. Именно поэтому Павел и говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).
Нынешний праздничный день связан с именами святых равноапостольных императора Константина и царицы Елены. Они приложили множество усилий к тому, чтобы Крест Христов воссиял над Римской империей, где несколько веков продолжались гонения на христиан, а Крест боялись даже изображать, считая его символом позорной смерти. Святая Елена провела большие раскопки на месте разрушенного в 70-м году по Рождестве Христовом Иерусалима. Там она нашла множество мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Божией Матери, а на месте Голгофы, которая была уничтожена римскими властями, в подземной пещере обрела Крест Христов и гвозди, которыми Спаситель был прибит к Древу. Но это событие произошло в марте, мы же сегодня празднуем Прославление Креста, которое наступило после освящение Храма Воскресения Христова – колоссального сооружения, которое охватывало собой и Голгофу, и Гроб Господень. Святой Константин хотел быть в Иерусалиме на этих торжествах и принять Крещение в водах Иордана, но дела огромной римской империи не пустили его и все труды взяла на себя его мать святая Елена, однако равноапостольный император сердцем и душой был с ней, не жалея ресурсов для прославления Господа.
В эти сентябрьские дни Ветхозаветная Церковь, а иудеи и до ныне, совершала праздник, который называется Судный день. То есть в этот день подводятся итоги за год жизни человека: как Господь взвесит дела еврейского народа на весах Своего правосудия – даст ли еще существовать этому миру или грехи разрушат всю человеческую жизнь. Вот почему иудеи всегда с великим трепетом ожидали этого дня и называли его днем Суда. Церковь же в эти дни прославляет Крест Христов и объясняет, что Древо Крестное – это избавление христиан от страха смерти за грехи, потому что мы искуплены кровью Спасителя, и для нас Судный день- Второе Пришествие Христа – это не страх и трепет, а радость встречи с Господом. «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления: другому же легчащуся от прегрешения, к познанию богословия» (Великопостный тропарь 9-го часа) – так поет Святая Церковь. Мерило праведное, как называется в песнопении Крест Христов – это простейшие весы: перекладина и две чаши для груза. Господь был распят между двух разбойников. Тот разбойник, который был по левую сторону от Спасителя, начал насмехаться и хулить Его, другой же, распятый по правую сторону, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). И на Православном изображении Креста мы можем видеть нижнюю перекладину, которая правым концом смотрит вверх, а левым – вниз. Это и есть мерило праведное – хуливший разбойник, не принявший Христа, отправился в ад, а благоразумный, исповедавший свою веру перед смертью, услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Взирая бесстрашно, с радостью и надеждой на Крест Христов, мы уже предвидим праведный Суд Божий – если исповедуем Христа распятого, если прославляем всемирно Крест Христов и Воскресение, то непременно станем наследниками Царствия Небесного!