Экспозиция посвящена священнику Александру Меню, а также его современникам – культовым фигурам российской культуры и мысли. Среди них пианистка Мария Юдина, поэты Александр Галич и Анри Волохонский, философ Мераб Мамардашвили, филолог Сергей Аверинцев и многие другие, оставившие яркий след в истории России.
В рамках открытия выставки прошел круглый стол, в котором принял онлайн-участие архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан.
Калмыцкий архипастырь поделился своими воспоминаниями о редких, но значимых встречах с отцом Александром Менем, отметив, как эти беседы сформировали его понимание Церкви и религиозной жизни: «Хочу поделиться с вами своими воспоминаниями о, к сожалению, немногочисленных встречах и разговорах с отцом Александром Менем. Хотя это общение было редким , но многие мысли, вынесенные из общения с ним, дали мне в последствии очень многое. Когда священнослужитель проповедует, то использует как форму речи монолог, однако иногда я позволяю себе вступать в диалог с мирянами, отходя от классической формы проповеди. Я задаю вопрос: «Что оставил нам Господь Иисус Христос после Своего вознесения?». Прихожане дают разные ответы, но правда в том, что Спаситель не оставил нам ни храмов, ни икон, ни даже письменно изложенного Евангелия, а только Церковь как собрание верующих в Него. И это важное понимание Церкви как достояния Божия на земле, продолжение Его дела – это то, что, как я сейчас понимаю, во многом вынесено из наших бесед с отцом Александром.
В детские и юношеские годы я частот проводил каникулы в Подмосковье у родственников в поселке Клязьма, и окрестные храмы стали для меня хорошо знакомыми. Моя престарелая родственница монахиня Феодора многие годы несла послушание алтарницы в Сретенском храме в Новой Деревне. Приехав однажды ещё мальчиком в этот храм, я был поражен доступностью и ясностью проповеди отца Александра. И во внебогослужебное время я имел возможность краткого общения с ним. Он давал мне книги Священного Писания, снабжённые иллюстрациями и комментариями, что было особенно дорого для меня в то время, когда дома я не имел даже полного Четвероевангелия, а сведения о богословии и истории Церкви приходилось выуживать из атеистической литературы. То есть первые тогда позитивные, а не критические, знания о Церкви я почерпнул из этих немногочисленных встреч с отцом Александром.
Несколько раз я исповедовался у отца Александра и меня тогда удивило, что он не вдавалсся в обычное, увы, для многих священников рассуждение о том, сколько я пощусь и как кланяюсь во время молитвы, но старался перенести мою религиозность на более просвещенную, на более сознательную основу. Это было особенно важно для меня в тот момент, потому что моим воспитанием как христианина занимались родственницы-старушки, а мне, надеюсь, юноше с пытливым умом, подчас не хватало такого образованного и серьезного собеседника, каким был отец Александр.
Время шло и я поступил учиться в Московскую духовную семинарию, стал священнослужителем. Я с интересом продолжал слушать проповеди отца Александра и читать те его книги, которые доходили до меня. Мы вместе проводили в последний путь монахиню Феодору, а потом долго сидели за поминальным столом, продолжая беседу. После семинарии мне пришлось, по благословению священноначалия, учиться в магистратуре в Румынии. И мне особенно памятен момент, когда я приехал на каникулы, и мы случайно встретились с отцом Александром в электричке. Он возвращался после одной из публичных лекций. Мы разговаривали о новых возможностях для проповеди, но отец Александр сново и сново возвращался к прошедшей встрече: доставал из портфеля записки с вопросами и рассуждал со мной над ними. С таким сердечным глубоким переживанием он относился к миссии, стараясь найти нужные слова для каждого ищущего.
Отец Александр старался вечные глаголы Библии сделать понятными для всех, поэтому для нас важно хранить его память и продолжать его дело. Ведь проблема обращения к невоцерковленной аудитории будет всегда стоять перед Церковью. Снова и снова нам нужно будет понятно объяснять смыслы и образы Священного Писания современникам, которые с трудом представляют себе жизнь скотоводов и землепашцев, к которым обращались пророки и Сам Господь. И отец Александр лучший пример того, как следует нести непреложную Истину Священного Писания языком, понятным каждому человеку».