Организаторами форума выступили Элистинская и Калмыцкая епархия, Министерство образования и науки Республики Калмыкия, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования и Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского.
Поддержку в проведении чтений оказали Межрелигиозный совет Калмыкии, Калмыцкое отделение Всемирного русского народного собора, Институт калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова и Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова.
В чтениях участвовали священнослужители традиционных религиозных общин Калмыкии, представители органов государственной власти, представители министерства образования и науки, учителя предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», педагогические работники дошкольных образовательных организаций, учителя классов казачьей направленности образовательных учреждений региона и казаки Калмыцкого казачьего округа.
Пленарное заседание форума прошло в актовом зале Русской национальной гимназии им. прп. Сергия Радонежского. Его работу возглавили архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан и исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Калмыкия Гиляна Босхомджиева.
В президиуме присутствовали: Шаджин лама Калмыкии геше Тензин Чойдак, заместитель Председателя Духовного управления мусульман Калмыкии Раджаб Зияутдинов, федеральный инспектор по Республике Калмыкия Сергей Бойко, заместитель атамана Всевеликого войска Донского Михаил Беспалов, советник Главы Республики Калмыкия, депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского, директор филиала центра «ВОИН» Чимид Джангаев, заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия Эльзята Мацакова, ректор Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Лилия Мунчинова, заместитель Главы Администрации города Элисты Дмитрий Довгополов, секретарь епархиального управления, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Элистинской и Калмыцкой епархии протоиерей Алексей Грищенко и директор Русской национальной гимназии г. Элисты Алена Манджиева.
В обращении к участникам чтений архиепископ Юстиниан напомнил об истории возникновения образовательных чтений в России в 90-е годы XX века, отметил актуальность этого церковно-общественного форума и указал на важность темы нынешних чтений, посвященных 80-летию Великой Победы.
«Память о народном подвиге должна подвигнуть педагогов и духовенство традиционных религиозных общин взращивать в наших юных согражданах чувство духовной преемственности поколений. Следуя этой цели, важно избегать формализма и шаблонности. Духовно-нравственное воспитание действенно, когда и педагоги, и пастыри используют творческие подходы, а также живой и понятный язык», - подчеркнул Высокопреосвященный Юстиниан.
Владыка сказал о необходимости развития деятельности школьных музеев военной истории с проведением на их площадках совместных историко-просветительских мероприятий. Архипастырь отметил уникальность Казачьего кадетского корпуса им. О.И. Городовикова, казачьих классов Русской гимназии и средней школы № 2 г. Элисты, Казачьего детского сада г. Городовиковска, как «органичного пространства духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания», и призвал «находить новые формы поощрения педагогов казачьих классов».
Архиепископ Юстиниан подчеркнул, что совместные усилия Русской Церкви, общин традиционных религий России, государства и общества в области воспитания детей и юношества «создают тот фундамент, на котором строится будущее нашей страны». Правящий архиерей выразил благодарность педагогам республики «за поддержку духовно-просветительских проектов Русской Православной Церкви, таких как конкурс «За нравственный подвиг учителя» и конкурс «Красота Божьего мира», а также за участие в многочисленных проектах Элистинской епархии и в инициативах других религиозных общин, входящих в Межрелигиозный совет Калмыкии».
И.о. Председателя Правительства Республики Калмыкия Гиляна Босхомджиева сказала о значении Радонежских чтений как регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений для развития системы образования. Руководитель поблагодарила Элистинскую епархию, буддийскую и мусульманскую общины региона за активное участие в воспитании подрастающего поколения и отметила роль сотрудничества государства и религиозных общин в этой области.
Федеральный инспектор Сергей Бойко поблагодарил организаторов Радонежских чтений, отметив вклад форума в социокультурную, образовательную и духовную жизнь республики.
В ходе пленарного заседания состоялось награждение победителей регионального этапа XIX Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Благодарности Министерства образования, грамоты Элистинской епархии и памятные подарки педагогам-победителям вручили архиепископ Юстиниан и заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия Эльзята Мацакова.
Награды удостоены авторский коллектив МК ДОУ Казачий детский сад «Малыш» г. Городовиковска: заведующая Лариса Агеева и старший воспитатель Наталья Лозовая за конкурсную работу «На верность казачеству».
В завершении руководитель цифрового образования детей «IT-куб» Русской национальной гимназии Олег Ермаков преподнес в дар архиепископу Юстиниану Свенскую икону Пресвятой Богородицы, рассказав собравшимся, как на примере расшифровки текста с этого образа говорит с учащимися об использовании цифровых технологий на благо Церкви и общества.
В рамках Радонежских чтений в Элисте работали секции, посвящённые патриотическому воспитанию и духовно-нравственному развитию молодёжи. Мероприятия прошли на площадках различных образовательных и научных учреждений города.
Секции собрали учителей ОРКСЭ, священнослужителей, педагогов-дошкольников, студентов педагогических колледжей и университетов, а также ветеранов боевых действий. Эксперты обсудили актуальные вопросы патриотического воспитания, памяти поколений, традиций и участия казаков-ветеранов в воспитании молодёжи.
Особое внимание было уделено обмену опытом и новыми подходами в патриотическом воспитании. Участники представили результаты своих исследований и проектов, провели публичные защиты работ.
Радонежские чтения способствуют развитию сотрудничества между образовательными учреждениями, обмену опытом и разработке новых подходов в патриотическом воспитании детей и юношества.
Обращение архиепископа Юстиниана к участникам
ХV Радонежских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» (регионального этапа XXXIII Международных
Рождественских образовательных чтений)
Уважаемые участники ХV Радонежских образовательных чтений!
В этом году образовательные чтения посвящены 80-летию Победы. Тема форума предлагает обратиться к духовному опыту поколения победителей в контексте воспитания детей, подростков и молодежи.
Русская Церковь всегда особо поддерживала людей в период военных испытаний. Как известно, в первый день Великой Отечественной войны Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) составил «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В этом знаменитом документе митрополит Сергий благословил воинов и выразил уверенность в победе: «…Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Трудно переоценить значение этого послания, написанного для укрепления народного духа в самый трудный период той войны.
Война в 1941 году началась в воскресенье, в день празднования Собора всех святых земли Русской, поэтому митрополит Сергий увидел в нашествии фашистов вызов духовному строю нашего народа. Да, в те годы Церковь была фактически запрещена советской властью, многие люди пострадали и даже погибли во время атеистических гонений, но Патриарший Местоблюститель не молчит, не собирается сдаваться захватчикам, но призывает верующих сражаться, защищая Родину.
За века истории в Русской Церкви в отношении к подвигу воинов и страданиям мирных жителей выработалась определенная традиция. Эта традиция выражает духовный опыт разных поколений, в том числе на языке молитвы.
В качестве одного из примеров можно привести «Молитву о Святой Руси», читающуюся сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Она начинается такими же словами, как молитвы о победе, возглашавшиеся в храмах в Отечественную войну 1812 году и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Что это, как не образец духовной преемственности поколений? Современный верующий слышит в храме те же слова, которыми просили Бога о помощи его предки и в XIX, и в XX веках.
На мой взгляд, актуализация темы 80-летия Победы дает замечательную возможность взращивать в наших юных согражданах чувство духовной преемственности поколений. Следуя этой цели, важно избегать формализма и шаблонности. Духовно-нравственное воспитание действенно, когда и педагоги, и пастыри используют творческие подходы, а также живой и понятный язык.
Замечательно, что в образовательных учреждениях Калмыкии действуют музеи боевой славы. Их работу надо всячески поддерживать. С благодарностью вспоминаю свое посещение музея средней школы № 2 г. Элисты, в котором впервые для себя узнал о подвиге Марии Василенко — самой юной партизанки отряда «Гром». Признателен всем руководителям школ и гимназий за внимание к этому аспекту воспитательной работы.
Отдельно благодарю юных граждан Калмыкии за заботу о памятниках и воинских мемориалах. Знаю об успехах в этой работе педагогов и учащихся Русской национальной гимназии, в стенах которой проходит наш форум.
Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Церковь взирает на минувшую войну не так, как смотрят на нее историки и политики. У Церкви особый взгляд, особый угол духовного зрения, который направлен на такие глубокие понятия как духовность человека, его достоинство». Уверен, что знакомство с религиозным взглядом на военные испытания прошлого и настоящего обогатит педагогическое сообщество и будет способствовать осуществлению основных воспитательных целей Российской школы.
Органичным пространством военно-патриотического воспитания являются Казачий кадетский корпус им. О.И. Городовикова и казачьи классы в Русской гимназии и в средней школе № 2. Необходимо активно развивать образовательные проекты с казачьим культурным компонентом. Важно находить новые формы поощрения педагогов казачьих классов. Недавно у меня состоялось общение с представителем Волгоградской области в Совете Федерации Николаем Петровичем Семисотовым, который является и активным казаком. Он рассказал о становлении их кадетского корпуса и о том, что сейчас конкурс на поступление туда – десять человек на место. И нам должно потрудиться, чтобы учеба в кадетском корпусе и казачьих классах нашей Республики стала столь же престижной, как и в соседних регионах.
Взаимодействие между государством и общинами традиционных религий является ключевым фактором, формирующим гармоничное общество, где каждый член общества оснащен знанием и ценностями, необходимыми для успешной жизни и развития.
В 1993 году впервые были проведены Рождественские образовательные чтения. Тогда они ещё были очень скромны по своим масштабам, но вскоре Рождественские чтения стали большой международной дискуссионной площадкой и сегодня сложно представить какой-то год без их проведения. В 2005 году чтения стали проводиться по выбранной теме и тогда эта тема звучала так: «Семья, школа и Церковь - сотрудничество ради жизни». Думаю, что эта тема стала лейтмотивом всех проводившихся Рождественских чтений.
В завершение выражаю благодарность педагогическому сообществу республики за поддержку духовно-просветительских проектов Русской Православной Церкви, таких как конкурс «За нравственный подвиг учителя» и конкурс «Красота Божьего мира», а также за участие в многочисленных проектах Элистинской епархии и в инициативах других религиозных общин, входящих в Межрелигиозный совет Калмыкии.