Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
После богослужения архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся с напутственным словом.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Тот, кто два-три воскресных дня не участвовал в богослужении, уже не является полноценным христианином. Такой человек похож на ветвь, отделенную от ствола дерева и лишенную его живительных соков, потому что начинает погибать духовно без животворящих Таин Христовых. Сознательный христианин, напротив, почитает своим долгом любви к Богу спешить в воскресенье на Литургию. Издревле в воскресный день христианская община стремилась полным составом собраться за Трапезой Господней, потому что в остальные дни седмицы многие верующие работали и не могли посетить богослужения. Так было в древности, так происходит и сегодня. Особенно это касается православных приходов, которые несут служение на Западе, где очень строго относятся к трудовой дисциплине и нет возможности, которая часто бывает у трудящихся в нашем Отечестве, отпроситься с работы на большие праздники, выпадающие на рабочие дни. Там даже существует обыкновение совмещать богослужения воскресного дня и великого праздника, если последний приходится на рабочий день.Мы имеем еще радостную возможность совершать богослужения не только в воскресенье , но и прочие дни седмицы, потому что наше духовенство имеет возможность по слову Священного Писания «питаться от алтаря» (ср. 1 Кор. 9:13). Но вместе с тем мы видим и разницу между той ситуацией, которая была еще двадцать-тридцать лет назад и днем нынешним. Тогда, если большой праздник приходился на дни рабочей седмицы, храмы были полны пенсионерами, потому что они могли не работать и больше времени уделять молитве. Сегодня же мы видим, что количество пенсионеров в стране не уменьшилось, но в храмах мы видим их все реже, а на богослужениях больше людей молодых и среднего возраста. То есть современные бабушки и дедушки забывают о Боге, о семейных своих делах, и только сидят перед телевизором, смотря бесконечные сериалы, поэтому их дети и внуки не могут взять от них доброго примера благочестия, как это было даже в богоборческие советские годы, когда Церковь была спасена «белыми платочками», то есть бабушками. Мы же молимся о них, чтобы Господь не оставил их милостью Своей и вразумил, дабы они оставшееся время жизни своей больше времени посвятили свой душе и молитве за своих близких. Молимся и обо всех тех, кто еще не знает радости Божественной Литургии, кто не разделяет праздничного ликования воскресного дня, чтобы и их Господь привел к общению с Собой.
На грядущей седмице мы будем чествовать Архистратига Михаила и все Небесные Силы бесплотные, то есть всех ангелов. Ангелы были созданы до творения человека и материального мира , вообще, для служения Богу. Но мы знаем, что среди них тоже совершилась великая трагедия, когда злая воля части Небесных Сил восставила их против своего Творца и они были свергнуты с Небес. Отпавших ангелов мы именуем бесами, и они в ненависти ко всему творению стараются отвратить человека от Бога, чтобы и мы отпали вместе с ними. Бесовским искушениям подвергаются все, кто с Богом: и святые, и те, кто только стал христианином. Ангелы же помогают нам в борьбе «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Они наши помощники и защитники, поэтому мы радостно прославляем их и просим не оставлять нас.
Всегда трудно говорить о вещах духовных, поэтому мы часто стараемся в таких размышлениях использовать примеры из окружающего нас мира, понятные нам. Так в богослужебных песнопениях, которые написаны в эпоху Византийской империи, присутствует много образов, хорошо понимаемых в то время. Авторы этих гимнов старались понятным для их современников языком хоть отчасти донести тайны Царствия Божия, поэтому мы видим в богослужебных гимнах, например, именование Бога Царем. Ангелы же мыслились как воины, которые окружают Его. В Византии была такая особенность, что там не было закона о престолонаследии, то есть, не было заранее известно, кто будет следующим императором. И очень часто будущего царя провозглашали воины. Такого человека, которого они считали достойным императорской власти, они поднимали на импровизированное седалище - престол, который состоял из положенных к ним на плечи копий и положенный сверху щит. Отголоски этого обычая мы слышим в Херувимской песни. Первая часть ее понятна: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение», то есть: «Херувимов таинственно изображая и животворящей Троице трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение». Но заключительная часть этого песнопения может ввести нас в недоумение: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа». Что значит это «дориносима чинми»? Как раз эти слова и относят нас к событию, когда царя поднимали ввысь воины. «Дориносима» - это не полностью переведенное на русский греческое слово. «Дори», первая часть этой словесной конструкции в переводе на русский- копье, копья, которые держат- носят в руках войны, таким образом, при полном переводе на русский это трудно понимаемое словосочетание будет иметь следущий смысл: Христос — Небесный Царь восседает на скрещенных копьях, несомых Небесными войнами- ангелами, верно Ему служащими. То есть, когда в собрании верующих исполняется Херувимская песнь, это означает, что и мы сделали свой судьбоносный выбор и следуем вместе со светлыми ангельскими силами и провозглашаем Христа своим Царем и Богом. А дискос в руках диакона или священника с приготовленным хлебом, который должен вскоре стать Телом Христовым, символизирует это поднятие нами вместе с Небесными Силами Христа-Царя. Мы свидетельствуем, что отрекаемся от сил диавольских и присоединяемся к Ангелам, прославляющих Бога, и вместе с ними мы благодарственно воспеваем: Аллилуйя!