Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в храме села Садовое

24 ноября 2024 года, неделю 22-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан посетил село Садовое и совершил Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного.

Правящему архиерею сослужили клирики Элистинской епархии.

После чтения Евангелия Владыка дал толкование читавшемуся отрывку: «Сегодня мы слышим в Евангелии о вопрошании некоего законника, то есть человека, который посвятил свою жизнь изучению Священного Писания, устных и письменных толкований на него. Он спросил Иисуса: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). И этот вопрос был необычен для иудеев того времени, потому что в их среде практически не ставился вопрос о жизни после смерти. Евреи считали, что если человек верит в Бога, соблюдает предписания Торы, ведет праведную жизнь, то Бог благословит его благополучием в земной жизни: здоровьем, детьми, богатством. О посмертной же участи души они мало размышляли и было общее представление, что после кончины даже праведники отправляются в некое место печали. И вопрос законника поэтому уникален.
Господь понуждает законника вспомнить и провозгласить важнейшие заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Любовь к Богу здесь стоит на первом месте, но это не просто отстраненная любовь, а любовь деятельная. То есть человек, верующий и любящий Бога должен спешить к Нему на встречу, как в Ветхозаветные времена иудеи шли в Иерусалимский Храм, а христиане сегодня собираются каждое Воскресенье на Божественную Литургию. Пустые слова: «Бог у меня в душе», потому что человек, который не любит Церковь, которая является достоянием Божиим на земле, не любит и Бога, потому что не ищет встречи с Ним. Это было понятно законнику. Но вторая заповедь, о любви к ближнему, понуждает его задать Спасителю еще один вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29).
Законник, спрашивая Господа, видимо, подразумевает под ближних членов своей семьи, своих друзей, может быть, всех иудеев. Иисус же в ответ на его вопрос рассказывает притчу о том, как некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. Эта дорога проходит среди скал, в пустынных местах, где в то время прятались разбойники и нападали на путников. И так и произошло: разбойники напали на путника, ограбили его и избили, оставив едва живым. Тем путем прошли священник, потом левит. Они видели его, но, побоявшись самим попасться разбойникам, поспешили мимо, чтобы быстрее пройти опасный путь. После них этой дорогой шел самарянин. Самаряне – это те, с кем иудеи были в постоянной вражде, потому что они иначе поклонялись Богу. Иудеи с опаской даже проходили через самарянские селения, потому что их могли не только оскорбить, но даже избить или закидать камнями. И вот Господь в притче говорит о том, что самарянин, который так же боится разбойников, увидел израненного человека, подошел к нему и, увидев, что он еще жив, омыл его раны вином и елеем, перевязал раны и отвез в гостиницу, где дал хозяину две серебряные монеты со словами: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:35). По окончании этой притчи Иисус задает вопрос законнику: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). И ответ был понятен – самарянин проявил любовь, тот, кого иудей не считал за ближнего своего.
Трудно было признать это законнику, особенно когда Господь, поставив в пример самарянина, сказал: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Спаситель же через это научает, что каждый народ любим Богом, а не только иудеи, гордящиеся своей богоизбранностью. Для них в первую очередь Сын Божий пришел на землю, но они не узнали Его, а Евангелие после Воскресения стало проповедано по всему миру и многие люди обратились к Нему. Это актуально и для многих христиан, которые считают себя верующими, но для них ближними остаются только родственники и друзья. Мы же призваны к тому, чтобы быть духовными, и искать в первую очередь родства духовного. Придя в Церковь, мы должны ощутить это в своей общине, то есть не относиться к своим сомолитвенникам как к случайным людям, с которыми мы просто ходим в один храм, но ощущать в них духовно близких людей, о чем апостол Павел сказал: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). То есть мы, христиане, должны быть духовной семьей, члены которой поддерживают друг друга».

По заамвонной молитве Высокопреосвященный владыка с сослужащим духовенством совершил заупокойную литию по генералиссимусу Александру Суворову, в честь 295-летия со дня его рождения.

Затем Владыка обратился к собравшимся в храме с приветственным словом.

Проповедь архиепископа Юстиниана


Церковный Устав предполагает совершение заупокойных богослужений в субботу, когда чествуются все святые, и тогда мы молимся и об усопших, чтобы Господь упокоил их души вместе с праведниками в Царствии Своем. Воскресный же день – это малая Пасха, день радостный, праздничный, когда уже не совершаются заупокойные молитвословия, а прошения за усопших бывают только на Проскомидии и сугубой ектении. Но наша современная богослужебная жизнь, увы, несовершенна. Мы часто не можем совершить все положенные богослужения в отведенное для них время, и случается так, что в воскресенье мы все же служим панихиду, отходя от строгости Устава. Это особенно понятно сегодня, когда Русская Церковь и все Отечество наше чествует Александра Васильевича Суворова.
Александр Васильевич Суворов был подлинным христианином, верным сыном своего Отечества, гениальным полководцем, не проигравшим ни одного сражения, удостоенным высшего воинского чина – генералиссимуса. Свои победы он всегда посвящал Богу, потому что чувствовал себя в первую очередь воином Царя Небесного, а потом уже императрице, которая восседала на Российском престоле. Александр Васильевич старался вести свою жизнь согласно Церковного Устава, молясь и постясь, насколько это позволяла обстановка военного похода. Он приучал своих солдат перед сражением молиться, потому что знал, что без помощи Божией ни одна армия не сможет одолеть противника. А в те времена, когда он, отдыхая от своих военных трудов, жил в своем имении в селе, то в воскресные и праздничные дни был на службе в храме, и, более того, не просто молился, но нес послушание чтеца и певца на клиросе. То есть генералиссимус читал и пел в храме, зная ход богослужения, церковнославянский язык. И сегодня, если мы увидим мужчин, которые ходят регулярно на службу, не говоря уже о том, чтобы пели и читали на клиросе, то Россия воистину возродится. Да будет для наших мужчин Александр Васильевич Суворов добрым примером того, как умный, сильный человек, не стесняется своей веры, но, напротив, делает все, чтобы угодить Богу . Если же мужчины не обратятся ко Христу, будут стесняться и лениться идти в храм, думать, что Церковь есть удел стариков и женщин, то никакая самая совершенная военная техника не поможет, и погибнет наш народ. Дай, Боже, чтобы проснулись наши люди, увидев пример христианской добродетели и воинской доблести Александра Васильевича Суворова, пробудились от сна духовного и воскресла Россия, снова стала Православной Державой, которая защищает Истину и добро по всему миру!