Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального собора.
По окончании Литургии Высокопреосвященный владыка благословил собравшихся.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Церковь не случайно устанавливает на богослужении те или иные чтения из Священного Писания, вот и нынешний Евангельский отрывок имеет свой особый смысл. Некий человек приходит к Иисусу и спрашивает Его, что он должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Спаситель ответил ему, чтобы он соблюдал Заповеди Моисея: не убивал, не крал, не лжесвидетельствовал, почитал родителей. Человек тот с радостью сказал, что все это он соблюдает с ранних лет. Тогда Господь говорит ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22). И, услышав это, человек тот опечаленный отошел от Иисуса. Он был богат и это богатство делало его жизнь комфортной, поэтому он мог посвятить себя исполнению Закона. Но эта праведность, видимо, была мнимой, творилась не ради Бога, а ради славы у людей. Ведь это в наше время большинству людей безразлично наше желание жить праведной жизнью и быть благочестивыми, а во времена Христа тот, кто изучал Священное Писание и часто был на общественных молитвах, то он вызывал уважение и почитание.Вопрошавший ушел опечаленным от Христа, потому что услышал не то, что хотел. Так и мы часто идем за советом к духовнику, но уходим разочарованными и даже обиженными, когда он говорит что-то не угодное нам. Бывает, что человек идет от одного священника к другому, пока не найдет того, кто скажет ему то, что его будет устраивать. Если мы реально ищем воли Божией, если мы испрашиваем у священника совета, то должны смиренно принять его и исполнить, иначе мы будем подобны тому человеку, который, казалось, искал жизни вечной, но не был готов оставить свою комфортную жизнь ради следования за Христом.
Видя печаль своего собеседника Господь сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:25). И этот пример был понятен Его слушателем больше, нежели нам. Дело в том, что игольными ушами назывался небольшой проход в крепостной стене Иерусалима, которым пользовались, пока ворота были закрыты. Он был настолько узок, что верблюд мог пройти через него , только лишившись поклажи и низко пригнувшись. Господь говорит этим примером, что и человек может наследовать жизнь вечную только в том случае, если освободит себя от привязанностей к земному и смиренно последует за Ним.
Свидетели этого диалога с изумлением спросили у Христа: «Кто же может спастись?» (Лк. 18:26), на что услышали ответ: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Именно ради этой короткой фразы установлено нынешнее Евангельское чтение. Только Бог может спасти человека и исцелить его от греха и смерти. Как мы, заболевая, идем к врачу и, если у нас обнаруживается серьезная болезнь, то идем в лучшие и лучшие клиники к более опытным и искусным специалистам. Так и мир к моменту Боговоплощения был уже настолько болен грехом, что его никто из людей не мог исцелить, ни праведники, ни пророки, но только Сам Сын Божий, сошедший с Небес и воплотившийся от Пречистой Девы Марии. Об этом Церковь напоминает нам в период Рождественского поста, готовя нас к принятию Рождества Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа – истинного Целителя душ наших.
В период Рождественского поста Церковь вспоминает пророков, которые предсказывали пришествие в мир Мессии. И сегодня мы чествуем пророка Аввакума, который плакал о еврейском народе, которых постигла кара в виде нашествия чужестранцев. Он дерзновенно спрашивал у Бога, почему Его избранный народ может так страдать. И Бог отвечал пророку, что Он попускает это для того, чтобы через испытания отвратить иудеев от погибельного пути греха, на который они стали, но обещает и грядущее избавление, когда насилие и высокомерие врагов будут посрамлены, а иудеи будут спасены. Аввакуму открываются также и знания о тех временах, когда на землю придет Спаситель: «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (Авв. 3:3). Во дни рождественского поста мы с радостью припоминаем это пророчество, ибо древние обетования исполнились и в мир родился Младенец – Сын Божий, Христос, Спаситель мира.