Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма.
За богослужением архиепископ Юстиниан помянул императора Николая Павловича, по указу которого были организованы поселения на территории Калмыцкой степи, а также помолился об упокоении основателей Элисты, воздвигших в городе храм в честь Николая Чудотворца.
По заамвонной молитве из алтаря был извлечен ковчег с частицей мощей Николая Угодника.
Высокопреосвященный владыка прочитал молитву и вместе с духовенством пропел величание святому Николаю.
После архипастырь обратился к верующим с проповедью и в завершении поздравил именинников.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Ныне мы чествуем великого святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Он известен и почитаем по всему миру за свою чудесную помощь, которую оказывает всем, кто с верой обращается к нему с молитвой. Все угодники Божии имеют дерзновение ходатайствовать пред Господом за нас, но «и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41), по слову апостола Павла, поэтому и святые имеют разное дерзновение. Мы не знаем доподлинно, почему именно так изволил Бог, но можем предположить, что это зависит от того, кто как полагал душу свою за близких.
Святитель Николай был смиренным и скромным человеком, но всегда заботился о ближних и защищал свою паству. Церковь поет в кондаке: «Положил еси душу твою о людех твоих» (Кондак святителю Николаю, глас 3). И воистину этот добрый и мягкий человек становился львом, охраняющим овец своих в минуту опасности. Когда в Мирах испытывали голод, то он потребовал у капитанов кораблей, направлявшихся с зерном в Константинополь, продать зерно горожанам, успокоив моряков, что Господь убережет их от гнева чиновников, когда они прибудут в столицу. Это было опасно, потому что зерно предназначалось для столичных жителей, и его растрата могла повлечь за собой уголовное наказание, но они не посмели ослушаться благословения святителя. Когда же корабли прибыли в порт Константинополя, то трюмы их были снова полны зерна, будто оттуда ничего не брали. Таким чудесным образом благословение угодника Божия предотвратило голод в Мирах. Мы знаем, что святитель защищал слабых и несправедливо осужденных. Он мог даже остановить руку палача, уже занесенную с мечем над головой невиновного. То есть святитель Николай был добрым и смелым пастырем своих духовных чад, полагая всю жизнь свою на служение ближним.
Святителя Николая Церковь помнит и как непримиримого борца с ересями. Во времена его жизни распространялось лжеучение александрийского пресвитера Ария, который говорил, что Христос не есть Бог, но только творение Божие. Святитель же учил, что Христос есть истинный Бог, Сын Божий, вторая Ипостась Троицы, потому что если Он не Бог, а лишь творение, то и спасение через Него не могло прийти. И это Православное учение святитель Николай ревностно отстаивал, посрамляя последователей арианства. Для нас его пример – это образ истинного христианского жития. Ведь часто мы думаем, что если мы совершаем добрые дела, то можно не читать Священное Писание, не разбираться в вероучении, но святитель Николай показал нам всей своей жизнью, что для христианина должно и дела милосердия творить, и познавать Истину Христову.
Имя Николай переводится с греческого языка как «побеждающий мир». И воистину святитель Николай стал победителем над миром, но не физической силой, не войском, а любовью. Своим милосердием и чудесами, как при жизни, так и посмертными, он снискал любовь во всем мире. Известно, что в начале XI века предводитель одного из монгольских племен погибал в заснеженных степях Азии. Тогда к нему явился старец, который сказал, что спасет его, если он крестится сам и крестит народ свой. Тогда этот князь дал слово и выжил, после чего выполнил свое обещание приняв Христианство и крестив все свое племя. То есть с давних времен монголы знают имя святителя Николая, которого узнали в этом чудесном старце. К сожалению, многие монгольские племена со временем перестали быть христианами, но память святителя осталась среди них. Они почитают его покровителем степи и называют Цаган Ав, что значит Белый Отец. Так святитель Николай чествуется даже среди нехристианских народов.
Для нас, жителей Калмыкии, имя святителя Николая особенно дорого и потому, что в 1845 году император Николай Павлович, который тоже носил имя святителя, издал указ о том, чтобы засадить калмыцкие степи рощами, лесополосами. А в 1846 году по его указу началось строительство дорог между Царицыным, Ставрополем и Астраханью. Вдоль этих дорог стали образовываться поселения, чтобы там могли отдохнуть путники и кони. Таким образом посреди степи стали появляться села выходцев из Воронежской и Полтавской губерний, которые получали здесь на каждого члена семьи по тридцать десятин земли, освобождение от налогов на восемь лет и тридцать пять рублей серебром. Так возникли селения, в которых возводили храмы. И одним из них стала Элиста, в которой построили церковь в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. И мы, жители Элисты и всей Калмыкии, почитаем святителя и чудотворца Николая как нашего защитника и покровителя. Его молитвами да сохранит Господь наш степной край и все Отечество наше, а нас укрепит в вере Православной и дарует сил на добрые дела во славу Его!