Расписание
Помочь

Воспоминания архиепископа Юстиниана о принесении и обретении мощей священномученика Фаддея Тверского в Вознесенский собор города Твери

29 декабря 2024 года исполняется ровно тридцать лет со дня Принесения мощей священномученика Фаддея Тверского в Вознесенский собор города Твери. По этому случаю мы публикуем интервью и воспоминания Архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, непосредственного участника событий, бывшего в те годы настоятелем тверского Вознесенского собора, об этом важном для церковной жизни Твери торжестве.

Возвращение

Отец Юстиниан, прокомментируйте, пожауйста, вопрос о грядущей всероссийской канонизации архиепископа Фаддея.
Канонизация – процесс непростой, он должен быть весьма упорядочен, обоснован и зиждиться на результатах благодатного, кропотливого труда. Поспешность и горячность приносят скорее соблазны, нежели истинную радость. Для прославления архиепископа Фаддея проделана огромная работа, подготовлено множество документов для представления в специальную комиссию при Московской Патриархии, которой заведует митрополит Ювеналий. Не хватает нескольких важных материалов: в частности, еще не оформлено житие и не систематизированы факты о чудесной взаимосвязи с Владыкой Фаддеем. Можно сказать, что мы не готовы приобщиться к священному источнику, поскольку не готова чаша...
Можно догадаться, что при организации такого события, как перенесение мощей, сопряженного с огромными хлопотами и трудностями, Вам потребовалось немало помощи. Была ли оказана она всеми, к кому Вы обратились?
Да, и это очень отрадно. Огромную помощь оказала вся активная часть нашего прихода. Помогло тверское духовенство. Не могу не выразить благодарность в адрес городских властей, со стороны которых мы встретили полнейшее понимание наших проблем. Мне приятно, что есть тот добрый контакт, благодаря чему мы получаем неоценимую помощь от администрации не только в нынешнем событии, но и во многих других ситуациях. Я очень благодарен всем тем, кто пришел и приехал из области, потому что духовная, молитвенная поддержка также очень много значит.
– Отец игумен, расскажите о подготовке перенесения мощей Владыки Фаддея, а также о Ваших личных переживаниях, связанных с этим событием.
Мне кажется, что для большинства, в том числе и для меня, как это ни обидно, открытие имени Святителя Фаддея происходит заново. После его гибели шло время, оно стирало из памяти людей очень многое. Лишь небольшой круг людей помнил об убиенном архиепископе. Это те, кто уже очень давно живет церковной жизнью. Среди них те, кто помнит Владыку Фаддея еще при его жизни. Для остальных же, недавно или вновь пришедших в храм, его имя мало что говорит.
Очень ценными считаю усилия нашего Владыки Виктора, который, исходя из своих контактов с тверскими старожилами, знал об архиепископе Фаддее и стал одним из первых, кто начал собирать о нем материалы и кому пришла мысль о канонизации Святителя Фаддея.
Несомненно, очень важна деятельность отца Дамаскина (Орловского). Он взял на себя нелегкое послушание – подготавливать увековечивание и прославление исповедников Христа, просиявших в земле Российской. Он собрал огромный материал, узнал место захоронения Владыки Фаддея («Неопалимовское» кладбище, находящееся в Затверечье, возле Восточного моста; ныне оно в запустении).
Группа наших прихожан, организованная представительницей отца Дамаскина, отыскала в указан-ном месте останки архиепископа (это было сложно сделать, и получилось только с третьего раза), после чего я отслужил над ним первую панихиду, и хотя это было еще до освидетельствования, было ясно, что перед нами мощи мученика, пострадавшего в те страшные годы. Их отвезли в Москву на экспертизу, что оказалось достаточно дорогой процедурой, но приходской совет соборно решил, что на такое дело денег жалеть нельзя.
Экспертиза подтвердила, что останки действительно принадлежат архиепископу Фаддею. Мы стали спешно готовиться к перенесению мощей, которое хотели приурочить к дню тезоименитства Владыки – 3 сентября память апостола Фаддея. Я переживал двоякое чувство: с одной стороны, огромное желание, чтобы скорее прибыли мощи Владыки, а с другой стороны я испытывал чувство робости, внушаемое мне образом строгого аскета, молитвенника, «неотмирного» человека, каким был архиепископ Фаддей. В ту пору я уже много читал и слышал о нем.
Когда же 3 сентября 1994 года перенесение мощей было отложено на неопределенный срок – я внутренне смирился: как священник и настоятель Вознесенского собора, куда планировалось перенесение, я сделал все, что мог. Остальное же было в воле Божией.
В конце ноября 1994 года пришла весть о перенесении мощей, приуроченном ко дню мученической кончины Святителя Фаддея. Пришлось ценой огромных усилий устроить ремонт храма: леса, штукатурка, краска, – все это могло помешать и омрачить знаменательный праздник православных тверитян. Мы вдохновлялись грядущим событием, но как-то до последнего дня не верили в предстоящую радость...
Отец Юстиниан, что Вы, как настоятель, испытываете после перенесения мощей, от нынешнего присутствия их в Вознесенском соборе?
Не оскорбить бы Владыку, вот что важно. Одно дело – мы можем войти в запал, в задор, а заполучив к себе святыню, – можем быстро о ней забыть. Есть у меня страх по этому поводу. Нужно не забыть, что архиепископ Фаддей с нами. Его духовное присутствие в храме помогает мне помнить, что Церковь живет не декларациями. Необходима незримая, внутренняя духовная жизнь Церкви, подвиги внутреннего делания, скрытого от мира. Олицетворением всего этого и был Владыка Фаддей. Он хорошо понимал свое время, когда ничего нельзя было изменить, и его подвиги заключаются в изменении себя, в увеличении строгости к себе, в смиренном восприятии действительности. В эту эпоху легко было впасть в уныние, отпасть от Церкви, от Бога, тому есть примеры...
Пребывание мощей в нашем храме я воспринимаю как восстановление некоего баланса: потому что церковная жизнь создается постом, молитвой, внутренними подвигами. Если их не будет, если не будет молитвы и поста – все станет фарсом постыдным. И сейчас немало искушений, в результате которых священники перестают жить Церковью. Мне важен пример Владыки Фаддея, благодаря которому я не смею забывать, что моя занятость, как священника, в первую очередь – в совершении Литургии и выполнении молитвенного правила...
Перенесение мощей архиепископа Фаддея состоялось. Владыка вернулся в Тверь и достойно занял свое место в числе небесных молитвенников, заступников и покровителей нашего города.

(Из книги «Собор Вознесения Господня в Твери. Приложение к журналу «Тверские Епархиальные Ведомости». М.-Тверь, 1995»)


В те трудные, но благословенные времена Господь судил мне быть участником обретения мощей святителя Фаддея, архиепископа Тверского. Это происходило осенью, в день праздника Иверской иконы Божией Матери. Тогда пригласили меня женщины, идущие на свой страх и риск, без всяких разрешений на раскопки могилы. Я спешно выехал на забытое заброшенное Неопалимовское кладбище, где был похоронен священномученик Фаддей, доставал его останки, перевозил в город. Потом мы отвезли их на экспертизу в Москву. А потом торжественно крестным ходом в конце декабря 1994 года мощи были перенесены и помещены в гробнице в Вознесенском соборе, который стал после этого по-настоящему собором, так как в нем пребывают мощи священномученика Фаддея.

(Из книги «По тропе воспоминаний. К 20-летию архиерейской хиротонии». Архиепископ Юстиниан (Овчинников). - Элиста, 2015)